Услуга по лизингу персонала, по его содержанию, по выводу за штат сотрудников на самом деле для российского рынка совсем новая, хотя на Западе она существует давно и очень часто применяется. Действительно, в России начало её широкому применению было положено в 1998 году.
Кадровая стратегия в каждой компании определяется, в первую очередь, нуждами, связанными с бизнесом компании. Некоторые инвестируют значительные суммы в развитие и обучение своего персонала, стараясь минимизировать расходы на временный персонал, и используют его в редких случаях для выполнения краткосрочных заданий.
Другие предпочитают взять сотрудников в лизинг и именно таким образом свести к минимуму расходы на персонал и свои риски одновременно. В нынешнее время выбор кадровых решений достаточно разнообразен и способен отвечать меняющимся потребностям работодателей.
На организационном уровне возможность адаптироваться к изменениям этих потребностей существенна для компании, которая стремится быть успешной на рынке. И именно использование «временного персонала» в той или иной форме дает необходимую гибкость.
«Лизинг» — это схема, по которой мы как бы «сдаем во временное пользование» на относительно длительный срок сотрудников, находящихся у нас в штате, сроком от 3-х месяцев и до нескольких лет.
Хотя говорят, что незаменимых людей нет, стоит заболеть или уйти в отпуск секретарше первого руководителя или главному бухгалтеру, как налаженный рабочий ритм начинает давать сбои. Как быть, если потребность в работниках не постоянная, а временная? Нецелесообразно отбирать для работы в организацию работника, нужда в котором через 1-2 месяца пропадет. Сегодня эту проблему можно решить, не набирая в штат дополнительных работников, а беря сотрудников ’напрокат’.
Лизинг помогает тогда, когда возникает нужда в дополнительных работниках на определенное время. Скажем, небольшая компания ведет переговоры и на время их проведения нуждается в услугах юриста. Можно, правда, прибегнуть к консалтинговым услугам, но они слишком дороги. Когда дело быстро развивается и возникает нужда в новых специалистах, опять-таки сначала можно взять нужный персонал ’в аренду’, а потом заполнить вакансии постоянными работниками. Взять нужного специалиста напрокат можно и на время болезни или планового отпуска штатного сотрудника.
Первыми до идеи лизинга рабочей силы дошли американцы. Сдавать рабочую силу напрокат они начали в середине 80-х годов. Тогда появились и первые лизинговые компании. Теперь их в Соединенных Штатах гораздо больше, чем обычных рекрутинговых компаний. Лизинговые компании нанимают определенное количество специалистов в свое штат, а затем эти специалисты ’сдаются в аренду’ клиентам лизинговых компаний, оставаясь штатными сотрудниками последних.
Пока арендуют специалистов в основном иностранные компании. Российские фирмы только начинают открывать для себя эту услугу. До 2000 года предоставлением подобных услуг в России занимались в основном Московские рекругинговые компании. Однако в настоящий момент эту услугу можно получить и на Юге России. В 2001 году в Краснодаре открылся филиал Московского представительства компании Coleman Services Inc. Основное направление деятельности Coleman Services Inc. в России — услуги по поиску, подбору персонала на постоянную и временную работу (включая лизинг и аутсорсинг персонала).
Схема аренды проста: ’арендованного’ работника оформляют постоянным сотрудником рекрутинговой компании. На самом же деле он работает в фирме, которая нуждается в его услугах. Фирма-арендатор перечисляет оговоренную оплату рекрутинговой компании, которая и выдает работнику заработанную плату.
Выгода здесь обоюдная. Работодатель получает нужного специалиста, причем без всяких кадровых забот и бумажной волокиты. Ему не надо заводить личное дело, делать отчисления в разные фонды. И обходится такая услуга сравнительно недорого. За наем постоянного работника рекругинговой компании платят обычно 2-3 месячных оклада, за аренду же специалиста — меньше одного. К тому же на подбор постоянного сотрудника уходит много времени: с ним беседуют, его тестируют, долго проверяют, назначают испытательный срок. От лизингового сотрудника требуется всего лишь соответствующая квалификация. Все возникающие споры арендованный сотрудник решает опять-таки с рекрутинговой компанией, что избавляет арендатора от многих хлопот (от бумажной волокиты, связанной с оформлением договоров, приказов, трудовых книжек и т.п. и от выплат работнику по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому обслуживанию). Для ’арендуемого’ сотрудника такая форма трудоустройства тоже выгодна: трудовой стаж не прерывается (работник находится в постоянном штате рекрутинговой компании, и именно по своей специальности), не надо самому искать работу — рекрутинговая компания, чтобы избежать простоев, сама будет предлагать различные вакансии. Можно разработать индивидуальный график (например, чтобы работу не предлагали летом). Такая форма работы может помочь работнику накопить необходимый опыт, он может даже получить предложение перейти на постоянную работу в фирму. Кроме того, если возникает трудовой спор или конфликт, то этот конфликт улаживает не сам работник, а рекрутинговая компания.
Каждому специалисту по кадрам известно, какая это «головная боль» — набор персонала. Резюме, собеседования, оформление необходимой кадровой документации… На все уходит столько сил и времени — мало не покажется. Как говорится, «эту бы энергию, да в мирных целях», то есть на развитие основного бизнеса. Можно ли как-то изменить ситуацию? Оказывается, да, можно. Современный рекрутмент предлагает соответствующие услуги, например «вывод персонала за штат» и «представительство компании-рекрутера в компании клиента».
МЕНЯЕМ РАБОТОДАТЕЛЯ
Вывод персонала за штат (staff leasing) — новая услуга кадровых агентств на российском рынке труда. Это не ноу-хау российских рекрутеров. Ветер, как и во многих остальных случаях, дует с Запада. Там такой услугой давно и часто пользуются компании из различных сфер бизнеса.
Что же означает вывод персонала за штат? Представим ситуацию, когда вашему предприятию для работы над новым проектом необходимы дополнительные сотрудники. Но ваши штаты укомплектованы, что называется, «под завязку», и увеличить их вы не можете. Здесь вам на помощь и приходит кадровое агентство. Оно берет к себе в штат сотрудников, которые в действительности будут работать на вашем предприятии. Таким образом, агентство становится фактическим работодателем для вашего персонала. Оно берет на себя функции вашей бухгалтерии и отдела кадров: принимает людей на работу, подписывая с каждым из них срочный трудовой договор, производит расчет и выплату заработной платы, бонусов, премий, а также пособий по временной нетрудоспособности и компенсаций за отпуск через индивидуальные банковские счета, при необходимости увольняет сотрудников. Рекрутеры также подменяют предприятие-клиента в общении с налоговыми органами, Пенсионным фондом, ежемесячно отчисляя установленные налоги с фонда заработной платы и производя другие выплаты, определенные российским законодательством.
Вывести за штат можно не только вновь набираемый персонал, но и тех сотрудников, которые уже работают на предприятии. Например, одна из фирм передала рекрутерам всех своих менеджеров по продажам, другая — службу reception. Количество выводимых за штат тоже не имеет значения: это может быть и один человек, и большая группа сотрудников.
Преимущества, которые получает работодатель, пользующийся такой услугой, несомненны.
Сохраняя за собой непосредственное руководство работой сотрудников, предприятие значительно сокращает объем своих административных и бухгалтерских функций, освобождается от обязательств по трудовым отношениям с выведенным за штат персоналом. Staff leasing дает возможность более гибко подходить к использованию рабочей силы: не перегружая штат, можно обеспечивать то количество сотрудников, которое необходимо для выполнения реального объема работ.
ОПЕРАТИВНОСТЬ + КОНТРОЛЬ
Предположим, вашей компании необходимо быстро набрать много сотрудников. Кстати, такая ситуация — не редкость на возрождающихся крупных российских предприятиях (например, весной и летом на фабриках, производящих мороженое, осенью и зимой, то есть в период, когда москвичи возвращаются с дачных участков и из отпусков, — на хлебобулочных комбинатах, а также на швейных предприятиях, когда те получают большие заказы). Чтобы не перегружать свой отдел по персоналу в период интенсивного набора дополнительных сотрудников, некоторые предприятия обращаются за помощью в рекрутинговые агентства.
Из столь сложной ситуации компания предлагает оптимальный выход — свою инновационную программу: организацию в компании клиента своего представительства (partnered staffing). Это может быть один или несколько (в зависимости от масштабов проекта) тщательнейшим образом подобранных профессионалов в области рекрутмента. Их основная задача — сделать процесс подбора персонала для вашего предприятия как можно более удобным, продуктивным и, конечно же, экономичным.
Представительство в компании клиента помогает координировать проекты по массовому рекрутменту, специалисты подыскивают, отбирают, интервьюируют и тестируют кандидатов, претендующих на вакансии в компании клиента. Благодаря представительству, руководство компании может в любое время получить максимум информации о ходе проекта и видеть, как он продвигается. Ежедневные и еженедельные отчеты о процессе позволяют клиентам отслеживать стоимость проекта.
Все сказанное вовсе не означает, что компания-клиент как бы отстраняется от подбора кадров. Естественно, ее специалисты тоже участвуют в процессе рекрутмента и имеют возможность использовать гибкий график интервью.
Благодаря обширной базе данных представитель может быстро найти необходимое количество специалистов. Естественно, в данном случае речь идет не о подборе топ-менеджеров. Чаще всего на временную работу приглашают промоутеров, мерчендайзеров, торговых представителей, продавцов и помощников продавцов, квалифицированных и неквалифицированных рабочих различных специальностей, менеджеров среднего звена на уровне мастеров и бригадиров, а также офисный персонал: секретарей, сотрудников службы reception, переводчиков.
Представительство в компании клиента помогает координировать подбор временного персонала в соответствии с ежедневными запросами производства. Но только координацией функции рекрутеров не ограничиваются. Они готовы проводить необходимые тесты и тренинги для персонала, оптимизировать функции временных сотрудников и руководить ими, отслеживая их работу и перемещение, предотвращая тем самым перегрузку штата и необоснованные переработки временных сотрудников.
Представительство в компании клиента помогает нам лучше понять его требования, нужды и корпоративную культуру компании. Это, в свою очередь позволяет построить нашу работу в строгом соответствии с целями данного бизнеса.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
Следует заметить, что пока перечисленные услуги рекрутеров востребованы в основном западными компаниями, работающими на российском рынке. Для них и вывод персонала за штат, и представительство в компании клиента — вещи вполне привычные, они пользовались ими и раньше в своей стране, не собираются отказываться и сейчас. А что же наши отечественные компании? По мнению специалистов, они также начинают проявлять интерес к таким услугам. Прогнозируемый рост данного сектора услуг в ближайшем будущем рекрутеры напрямую связывают с возрождением и развитием промышленности, розничных сетей, а также крупных российских предприятий, в первую очередь производственных.
Источник penza-job.ru // 18 октября 2005
Еще по теме: Перегорание" рекрутера.