Особенности сибирского национального хэдхантинга
Работа опытного хедхантера (head hunting — «охота за головами») напоминает шпионскую игру. Ведь в процессе «охоты» необходимо найти, лично познакомиться и «завербовать» специалиста, который интересует заказчика. Напрашивается прямая аналогия с полковником Исаевым-Штирлицем и агентом 007. Но на красноярском рынке трудовых ресурсов хедхантеры — как правило, представительницы прекрасного пола. Несмотря на кровожадное название, они очень обаятельны и милы.
Каждое уважающее себя кадровое агентство нынче заявляет, что использует технологию executive search («прямого поиска») и прибегает к хедхантингу. Клиент, как правило, разницу между executive search и обычным рекрутингом не понимает. Да и среди самих рекрутеров нет единого мнения — что такое хедхантинг и чем он отличается от executive search? Одни считают, что хедхантинг — банальное переманивание конкретных высококлассных специалистов из других компаний. Другие видят разницу в том, что хедхантеры подбирают исключительно топ-менеджеров и ключевой персонал путем активного поиска кандидатов в фирмах профиля заказчика. «Рыская» среди тех, кто уже доказал свою состоятельность в бизнесе, они сужают круг потенциальных кандидатов, после чего избранным делается предложение о смене места работы. Гуру отечественного хедхантинга, автор первой в России книги, рассказывающей о принципах и технологиях «охоты за головами», Павел Беленко считает, что executive search и хедхантинг — синонимы: «Просто хедхантинг — хлесткий журналистский оборот, который прочно вошел в обиход на Западе, а у нас он легче произносится, чем «экзекъютив сеч».
Кто дичь?
Классический хедхантинг возник в США в середине прошлого века. На Западе до сих пор общее количество сотрудников, нанятых с помощью хедхантеров. в масштабах всего рынка труда чрезвычайно мало. Как правило, это руководители высшего звена, хорошо известные на рынке персоны. Потенциально привлекательных кандидатов на роль топ-менеджеров мало, и, как правило, работу они не ищут. Классический пример — переход Ли Яккоки из «Форда» в «Крайслер», Достигнув вершин карьеры в компании «Форд», он перешел к конкурентам и смог спастись от банкротства и вернуть утерянные позиции на автомобильном рынке компании «Крайслер».
По сравнению с привычными методами рекрутинга классический хедхантинг — самый трудоемкий, дорогостоящий, рискованный и долгий. Заказчикам приходится много платить и весьма долго ждать. Гонорары агентств executive search могут составлять до 33 % от годового дохода кандидата, а на его поиск и «вербовку» уходят недели и месяцы. Понятно, что такие хлопоты оправданы, если речь идет об исключительно значимом специалисте. При этом значимость»головы измеряется в банальных суммах его месячного заработка. В столице объектами охоты считаются топ менеджеры и ценные сотрудники с зарплатой от $5000. В Красноярске, по мнению руководителя рекрутингопого отдела консалтингового центра «Резон» Надежды Гончаровой, к хедхантерам обращаются за помощью в том случае, если нужен редкий специалист с зарплатой от $1 500. В то же время один из участников местного сообщества рекрутеров на условиях анонимности оценил все количество красноярских топ менеджеров и специалистов, потенциально интересных для хедхантеров, скромно — 200 человек: «Дело о том, что высокооплачиваемых сотрудников владельцы многих компаний подбирают по принципу «Друг, сват или брат». Например, на высоко конкурентном рынке торговли нефтепродуктами семейно приятельский способ поиска топ менеджеров — обычное дело. Сидит на хорошей должности девочка или мальчик с зарплатой в 60000руб.. но никому за пределами этой компании они не нужны, потому что рыночная стоимость такого кадра — 20 копеек».
Более всего услуги хедхантеров востребованы для поиска топ-менеджеров в сфере торговли, фармацевтике, IT-индустрии. По мнению заместителя дирек тора КА «Докерт Юкон» Александры Корнеевой, в последнее время востребованы директора по персоналу, а также технические специалисты — классные программисты, проектировщики, инженеры-нефтяники. «Производство возрождается, а грамотных специалистов нет. Целое поколение «технарей»: инженеров, технологов, сметчиков, тех, кому сейчас от 25 до 40-45, ушло в финансовую среду и в бизнес».
Заказать человека
Цель executive search предельно проста — найти лучших кандидатов на конкретную вакансию. Любая вакансия уникальна, так как возникает в определенной компании в определенный момент времени: нет двух одинаковых фирм и одинаковых требований к специалистам.
Екатерина Самарская, менеджер по подбору персонала компании «Ориан-персонал»:
«К хедхантерам в Красноярске обращаются, когда необходим ценный сотрудник с опытом работы. Чаще все во в двух случаях, если нужно быстро выйти на рынок и чтобы потеснить конкурентов. В то же время классический «западный» хедхантинг в Красноярске почти не встречается. По словам руководителя отдела по подбору персонала компании «КАД рекрутинг» Натальи Фещенко, «заказы на поиск сотрудников на топ-позиции, когда требуется применять методы классического хедхантинга, случаются редко — два-три раза в год». То, что у нас называют хедхантингом — как правило, просто изощренные рекрутерские технологии.
Александра Корнеева:»Руководители предприятии не совсем понимают, что это такое — хедхантинг. Наш клиент-работодатель еще не готов платить за это. Они чаще требуют специалистов «качеством получше, ценою подешевле» — например, готовы перекупить программистов 1С с зарплаты в 15 тыс. руб. на зарплату в 17. И не хотят слышать, что таких людей на рынке труда не найти. Сейчас переманить человека, предложив ему зарплату чуть больше, практически невозможно«.
Г-н Беленко четко формулирует, в каком случае следует обращаться к хедхантерам: «Для того чтобы построить бизнес сегодня, нужно не просто набрать персонал — это сделать нетрудно при определенных затратах. Нужны кадры, которые отвоюют часть рынка и, с другой стороны, создадут такую внутреннюю среду, деловую культуру, куда будут стремиться другие энергичные менеджеры и способная молодежь без опыта».
Мой анонимный источник озвучил еще одну причину слабой востребованности классического хедхантинга:»Экономическая ситуация «Красноярске сейчас такова, что почти все рынки растут. Положительных результатов даже в самых «тесных» сегментах могут добиваться совсем не «топовые, среднего ума управленцы. Когда понадобятся реальные звездные бизнес-таланты, к нам придут московские хедхантеры со своими связями, средствами и базами данных».
Охотники-профессионалы
Российский сектор рынка executive search услуг стал активно развиваться в начале 90-х гг. Его бурному росту способствовало появление крупных игроков — иностранных компаний, предоставляющих услуги подбора персонала. Пионерами хедхантинга в России стали сетевые иностранные агентства, такие как Amrop Int. Russia. Antal Int., Arthur Hunt. Egon Zehnder Int., Hcidrick & Struggles Int.. Korn/Fcrry, Morgan Hunt, Nicholson Int.. Ward Howcll. Именно они искали топ-менеджеров для многочисленных в то время СП или российских представительств западных корпораций. По мнению экспертов, сейчас в Москве действуют пять представительств компаний — мировых лидеров, около десяти зарубежных «второго эшелона», столько же специализированных отечественных. Плюс десять лучших рекрутинговых агентств, для которых хедхантинг — это лишь одно из направлений деятельности, и, наконец, 20-30 фирм, занимающихся этим бизнесом от случая к случаю. Нередко они работают на красноярском рынке, увозя специалистов из Сибири в Москву или другие крупные города. Это elite не стало массовым явлением, но, по данным Натальи Фешенко, примерно каждый десятый звонок сотрудника «КАД рекрутинг» перспективному кандидату оканчивается ничем — человека уже пригласили на работу в столицу.
Сверху донизу
На сегодняшний день существует три технологии подбора кандидатов:
Скрининг — «поверхностный» подбор по формальным признакам: образование, возраст, пол, примерный опыт работы, В результате, получив массу резюме, отбор осуществляет сам заказчик, а кадровое агентство выполняет роль поставщика массы относительно подходящих кандидатов. К услугам агентств, которые используют только скрининг целесообразно обращаться при подборе низового и неквалифицированного персонала.
Рекрутинг — «углубленный» подбор с учетом особенностей личности и деловых качеств кандидата. Производится рекрутинговым агентством по базе кандидатов и по отклику на объявления в СМИ Результат подбора зависит от опытности рекрутера и содержания базы кандидатов. Обычно заказчику предоставляют на выбор от трех до пяти претендентов. Срок подбора — до трех месяцев. Как правило, деньги в случае увольнения работника в течение гарантийного срока (тоже три месяца) не возвращают, но один раз бесплатно делают замену кандидата.
Executive search (англ. — качественный поиск«) — поиск, учитывающий особенности бизнеса заказчика, рабочего места, деловых и личных качеств кандидата, организуемый прямым» путем — без объявления вакансии в СМИ. Это самая эффективная технология подбора персонала. Сегодня применяется и новая, так сказать «дочерняя» технология — executive recruiting (т.е. использование executive search для поиска кандидатов высокого качества на любые позиции, вплоть до самых низовых, даже рабочих специальностей).
Executive recruiting гарантируют наибольшую, практически 100% вероятность, что вам найдут нужного кандидата. В Красноярске кадровый рынок так же высококонкурентен. По данным г-жи Корнеевой, сейчас: в городе работает примерно 150 кадровых агентств (для сравнения — в Москве около 400). После отмены в 1998 г. лицензирования в кадровую индустрию постоянно приходят новички — «вход» в этот бизнес низок, соответственно квалификация свежеиспеченных рекрутеров также низка. Эксперты практически единогласно называют несколько компаний, чьи сотрудники знают и могут применять практически технологии хедхантинга. Это АНКОР в Красноярске, «Докерт-Юкон», «КАД-рекрутинг», «Ориан-Персонал» и отдельные рскрутеры из других компаний. Объединяет эти кадровые агентства то, что они старожилы па местном рынке, дорожащие своей репутацией. Их персонал постоянно учится и развивается. Ведь перспективы у хедхантинга в Красноярске, как и во всем мире, блестящие. По мере того как руководители компаний все чаще начнут сталкиваться с растущей конкуренцией, нехваткой свежих идей, падением продаж и прочими прелестями глобализации, они вынуждены будут привлекать специалистов самого высокого класса. Желательно тех, которые работают на конкурента. И тут им на помощь придут хедхантеры.
Бизнес-Актив, Красноярск, 29 Мая 2006