Свое первое жутковатое прозвище хедхантеры (по-английски — дословно «охотники за головами») скорее всего заслужили от какого-нибудь взбешенного руководителя, у которого одному такому ловкому вербовщику удалось переманить ценного сотрудника. Впрочем, сами рекрутеры, естественно, не считают себя исчадиями ада. Напротив, многие из них уверены, что способствуют благородной цели становления в нашей стране цивилизованного рынка труда.
Обещающий счастье
Как известно, всеми нами движет стремление к счастью. Правда, философы скажут, что счастье — метафизическая категория из перечня таких понятий, как справедливость, добро, правда, то есть цель чрезвычайно желанная, но вряд ли достижимая на практике, подобно постоянно отодвигающейся от путника линии горизонта. Тем не менее существуют вполне осязаемые ценности, сулящие радость, душевный и материальный комфорт. К таковым, в частности, относятся хорошее здоровье, любовь, свобода, интересная и хорошо оплачиваемая работа. Как большинство людей отнесутся к человеку, реально предлагающему им новое, гораздо более аппетитное, чем нынешнее, профессиональное счастье? Именно так и воспринимают многие классные специалисты (даже те из них, кто в данный момент и не помышляет о смене места службы) неожиданный звонок сладкоголосого и обходительного господина, деликатно обрисовывающего им новые фантастические профессиональные горизонты.
На Западе общение с хедхантерами — обычная практика. Чем выше квалификация специалиста и успешней развивается его карьера, тем ближе та волнующая минута, когда на его служебном столе зазвонит телефон и обаятельнейший мягкий баритон (или мелодичный женский голосок) вежливо осведомится: «Это Александр Петрович? Здравствуйте! Очень рад с вами познакомиться. Меня зовут Дмитрий Васильевич Иванов. У вас найдется для меня минутка? Дело в том, что я много наслышан о вас как о ценном специалисте и уполномочен сделать вам очень выгодное предложение».
Если с вами подобное уже случилось, поздравьте себя как высококлассного профессионала — ваши акции нынче в большой цене. Звонок от хедхантера — верный признак признания вас одним из лучших в своем деле. Помните, они звонят не всем, а только лучшим. Дело в том, что в отличие от многочисленной армии обычных рекрутеров хедхантеры охотятся только на «крупную дичь». Недаром же свое профессиональное амплуа они предпочитают скромно обрисовывать как top executive search — поиск высокопоставленных сотрудников.
Счастье тоже надо уметь продать
В своей практике хедхантеры готовы идти на любые ухищрения, чтобы заполучить необходимого им специалиста. Но действуют они не менее профессионально, чем их потенциальные «головастые жертвы», то есть тонко и расчетливо. В данной профессии неудачники не удерживаются (им просто перестают давать заказы), а те, что добились успеха, как правило, на голову выше любого психолога или бизнес-тренера. То есть неверно взятая нота в общении с нужным профи практически исключена. Матерый рекрутер ни в коем случае не станет навязчиво «продавливать» собеседника. В первую очередь он постарается деликатно дать понять, что человек ему очень интересен как профессионал и безусловно оригинальная личность. Более того, по ходу разговора вербовщик не пропустит представившуюся возможность самому испросить у специалиста профессионального совета. Обычно человеку не так часто удается поговорить о себе любимом, да еще и дать консультацию жадно ловящему каждое его слово собеседнику. Доля актерства и игры во всем этом не так уж и велика, так как фальшь, даже самая талантливая, обязательно чем-то выдаст себя, а в таком важном деле, как привлечение клиента, она совершенно недопустима. Поэтому умение искренне восхищаться дарованиями собеседника — как раз то, что и делает обычного рекрутера выдающимся асом своего дела.
Впрочем, элемент здорового цинизма здесь, конечно, тоже присутствует. Вот, например, как рассказывает о своих методах работы Ирина — рекрутер одной из крупных питерских компаний по найму элитного персонала: «В каждом человеке есть две струны, на которых всегда можно сыграть, — жадность и естественная жажда новизны. Причем необязательно это жажда денег. Многие из тех, с кем я работала, вполне спокойно рассуждали о деньгах, но загорались как дети, едва речь заходила о перспективе заняться новым для них делом, или получить доступ к серьезным властным рычагам, или же поработать за границей. У каждого взрослого человека есть своя мечта, моя задача — ее угадать, а еще лучше — вычислить. Кажется, во время вьетнамской войны американские пилоты-истребители выработали для себя тактику, и я также стараюсь ей следовать. Звучит она примерно так: «Поединок необходимо выиграть еще до начала боя». Словом, перед тем как выйти на человека, я обычно собираю на него небольшое досье. Не так давно у меня был случай, когда мне «заказали» очень ценного менеджера, а я почти неделю не могла подобрать к нему ключик, пока случайно не выяснила, что он ездит на служебном джипе, по классу и цене уступающем автомобилям некоторых его коллег, стоящих на иерархической ступеньке фирмы гораздо ниже его. Узнав это от своего «жучка» (информатора), я даже не сдержала победного возгласа, отчего в мой офис сбежались удивленные коллеги. Когда я позвонила тому человеку, то как бы между прочим очень изящно вплела в ткань своего предложения такую «мелочь», как полагающийся ему на новом месте работы внедорожник его мечты. Надо отдать дядечке должное, он ничем не выдал своего восторга. Тут же пустился в долгие рассуждения о том, что действительно давно перерос свои нынешние профессиональные рамки и хотел бы более масштабной работы. Впрочем, он мог говорить все, что ему было угодно, но я-то знала, на какую наживку его подсекла на самом деле».
Как общаться с хедхантером
Итак, как мы уже выяснили, звонок рекрутера «по особо важным персонам» — верный признак успеха. Понятно, что глупо грубить вдруг решившей набрать ваш служебный номер капризной девчонке — фортуне. Тем более что ветер перемен способен пошатнуть ваше сегодняшнее благополучие, и звонок, от которого вы с раздражением отмахнулись, уже завтра может стать пределом ваших желаний. Поэтому вы поступите мудро, если благожелательно ответите человеку на другом конце провода. Как тертый калач он наверняка поинтересуется, удобно ли вам сейчас разговаривать. Если вы опасаетесь, что вас заподозрят в неверноподданнических настроениях, то лучше попросите рекрутера перезвонить вам домой. Светиться перед вашим руководством также не в его интересах, так что он наверняка с радостью предпримет предложенные меры предосторожности.
Даже если предложение вас не заинтересовало, не спешите его отвергать — подробно объясните, почему оно вам не подходит и каковы ваши профессиональные предпочтения. Вступая в конструктивный диалог с хедхантером, вы в конечном итоге добьетесь того, что он вас наверняка запомнит и в будущем вспомнит о вас при поступлении подходящих (под озвученные вами условия) заказов. Или вы решите сделать доброе дело и порекомендуете кого-нибудь из своих знакомых, соответствующих предложенной позиции. В любом случае для вас желательно завязать контакт и сразу наладить хорошие отношения с обратившим на вас внимание специалистом по найму на самые престижные и высокооплачиваемые должности.
Враг№1
Вполне понятна ярость и растерянность руководителя, когда у него по-тихому сманивают ценнейших специалистов. Ведь найти им замену порой просто невозможно, а в их подготовку вложены существенные ресурсы. Поэтому в некоторых компаниях создают настоящую эшелонированную оборону против вербовщиков. Ощущение тревожной враждебности лишь усиливают отдельные публикации, создающие образ этаких агентов 007, не ведающих поражений и способных выполнить любую миссию. Вот, например, один из лучших хедхантеров мира Кларк Джексон в одном из своих интервью утверждает, что даже классного профессионала уговорит перейти в более слабую фирму и на меньшие деньги: «Помимо прочего я скажу ему: вы как человек амбициозный наверняка захотите поработать в компании, развивающейся нестандартным путем?»
Естественно, что такие заявления не способствуют мирному сосуществованию владельцев компаний и хедхантеров. Обычно первая линия обороны против вербовщиков выстраивается на уровне секретарей. Им категорически приказывают всеми возможными средствами выявлять и отсекать подозрительных субъектов, интересующихся первыми менеджерами фирмы. Кроме того, секретариат крупных московских компаний, где проблема хедхантинга уже успела заявить о себе самым неприятным образом, обычно располагает черным списком лиц, которых запрещено соединять с кем-либо внутри организации. В немилость попали прежде всего наиболее известные на рынке «охотники за головами» (их, как и всяких высококлассных профи, не так уж много). Впрочем, такая мера служит скорее психологическим устрашением неприятеля и способна немного утешить боссов компании, что враг хотя бы не станет хозяйничать в их святая святых. Но если уж хедхантеры начинают на кого-то свою охоту, они, конечно же, находят к нему подходы и вне службы. Хотя при желании матерые «хищники» запросто обведут вокруг пальца и секретаршу, представившись личным дантистом интересующего их сотрудника, его сослуживцем по одному танку, братом Колей и т.д. и т.п. Правда, в последнее время во многих фирмах начинают натаскивать секретарей с особым тщанием, но это проблему утечки мозгов вряд ли решит.
Гораздо эффективнее так мотивировать ценных специалистов, чтобы они видели себя вне родной компании только в ночных кошмарах. Одна из таких мер — выдача долгосрочных кредитов нужным людям на покупку квартир, машин, загородных коттеджей и т. д. Тем самым персонал закрепляется в компании на годы. Чтобы переманить человека, новым нанимателям придется выплачивать за него кредит или же ждать, пока он рассчитается со своими нынешними работодателями.
Впрочем, как считают психологи, гораздо более оптимальный способ мотивации сотрудников и, главное, менее феодальный, чем их добровольное рабство, — грамотная и долгосрочная работа по продвижению перспективных специалистов по служебной лестнице со своевременным материальным поощрением его успехов. Когда человеку комфортно на работе, то вряд ли удастся его перекупить, если он, конечно, не летун по натуре.
Кроме того, отличное антихедхантерское решение — привлечение и закрепление персонала выгодными компенсационными пакетами. В такой пакет могут входить в различных вариантах разнообразные бонусы, премии, медицинская страховка, страхование жизни, бесплатное питание на работе, тот же кредит на покупку жилья, корпоративный автомобиль, оплата мобильного телефона, опционы, членство в спортивном клубе. Чем выше занимаемая должность и ценность специалиста, тем более солидным должен быть его компенсационный пакет.
Немаловажное средство предотвращения вымывания из фирмы ее интеллектуального потенциала — постоянная работа с привлечением грамотных психологов и бизнес-тренеров по созданию позитивного климата в коллективе. Также необходимо направить значительные усилия на формирование высокой корпоративной культуры, командного духа и т.д. и т.п.
«Санитары леса»
Впрочем, если для одних хедхантеры — это безусловное зло или в лучшем случае скрытая угроза, то для кого-то они являются важным механизмом саморегуляции рынка труда. Действительно, кто стал бы всерьез заботиться о комфорте своего служащего, если бы не прямая опасность однажды обнаружить его старающимся для пользы конкурента. Кроме того, несмотря на кажущуюся беспринципность охотников за головами, в своей работе они руководствуются весьма жесткими требованиями корпоративной этики. Например, известен случай, когда некую удачливую сотрудницу рекрутингового агентства после успешно проведенной ею операции по уводу из одной компании в другую высококвалифицированного инженера лишившиеся ценного кадра боссы стали запугивать физической расправой. Девушка очень изящно вышла из положения, а заодно и заполучила себе новых выгодных клиентов. Какой же такой сверхгениальный контрход она провела? Да ничего особенного, она просто процитировала угрожающим ей людям короткую выдержку из свода правил корпоративной этики рекрутера, гласящую, что в течение года после заключенной сделки хедхантер обязуется не работать против компании-клиента.
А. П. КРОТКОВ
(По материалам ихдания «ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА» № 2 (95) 16-22 января 2006)