Идея заменить агентство приносит до $3 тысяч в месяц СПб. Фрилансеры, открывая бизнес в лице себя, обычно рискуют не выдержать конкуренции с компаниями, но существуют примеры удачного занятия ниши.
После окончания психологического факультета СПбГУ Юлия Милешкина устроилась работать менеджером по персоналу, но после года работы «заскучала» и ушла в другую компанию, а потом в следующую.
«Полугода в компании обычно хватает, чтобы оценить ситуацию и понять особенности системы управления персоналом, — делится Юлия. — Поэтому за 3 года работы по найму я приобрела опыт, который позволяет зарабатывать самостоятельно и зависеть только от себя». Юлия ушла от работодателя, напечатала себе новые визитки, где были указаны только специализация и мобильный телефон, и начала распространять их по знакомым и коллегам.
Ниша
Первые заказы начинающая предпринимательница получала от знакомых, cо временем стала специализироваться на рекрутинговых услугах для компаний с персоналом до 30 человек, работающих главным образом в сегменте b2b и занимающихся сбытом промышленного оборудования.
Технология
«Такие клиенты неинтересны крупным агентствам по подбор персонала, — считает Юлия, — у малого бизнеса время от времени возникают вакансии, которые нужно заполнять». Сейчас в базе предпринимательницы 10 заказчиков, которым она полностью заменяет рекрутинговое агентство. Кроме самого подбора персонала предпринимательница занимается его обучением и дает консультации по управлению персоналом на основе знаний, полученных на кафедре организационной психологии, и опыта, полученного на предыдущих местах работы.
Процесс работы свободного рекрутера таков: она получает заказ от фирмы, заключает с ней временный трудовой договор и начинает искать подходящую кандидатуру через Интернет и по знакомым рекрутерам. Когда список кандидатов составлен, Юлия выделяет 2-3 дня для собеседований, которые проводит с соискателями в офисе заказчика, после чего представляет результаты работы клиенту и тот принимает решение.
Обычно предпринимательница одновременно за месяц ведет два-три проекта, за каждый из которых получает суммы, чуть меньшие, чем получают агентства. Время исполнения одного заказа обычно длится от 2 до 6 недель — примерно столько же, сколько и у рекрутинговых фирм. Рекрутинговые фирмы берут за свои услуги несколько больше.
Лояльны
Рынок рекрутинга в России, и в Петербурге в частности, еще далек от насыщения, поэтому крупные кадровые агентства пока лояльно относятся к работе свободного рекрутера. «Места хватает всем — и крупным рекрутинговым компаниям, и свободным рекрутерам, — считает руководитель отдела рекрутмента компании АНКОР Оксана Почтивая. — Консультант, который работает сам на себя, может быть вполне успешен. Главное для него — правильно понимать типаж клиента, с которым работает. Гонорары таких рекрутеров, как правило, в несколько раз меньше сумм, за которые работают рекрутинговые агентства. И зачастую расчет проводится наличными. Такая схема может устраивать определенные, как правило, небольшие компании. У рекрутинговых агентств несколько другая „целевая аудитория“ и объемы задач, которые они выполняют. Поэтому если и есть пересечения по заказам, то они практически никак не сказываются на работе всех игроков рынка».
Чаще всего Юлии приходится подбирать менеджеров по продажам оборудования. Несколько раз свободный консультант участвовала в проектах по созданию отделов продаж компаний, где ей приходилось вполне успешно конкурировать с небольшими кадровыми агентствами. Конкуренции по самому подбору персонала предпринимательница не боится благодаря тому, что уже знает особенности кадровой политики всех своих заказчиков, и поэтому считает, что находится в приоритетном положении перед конкурентами.
Юлия Милешкина, независимый рекрутинговый агент, иногда тратит на свой бизнес несколько дней в месяц и остальное время занимается другими делами, например научной работой.
Есть мнение
Светлана Бочкарева,старший консультант по подбору персонала EMG-Professionals:
«Мы не считаем свободных рекрутеров нашими конкурентами. Зачастую для закрытия позиции в узком сегменте требуется хорошее знание рынка в целом. Мы не знаем примеров долгого существования таких рекрутеров».
Асташенкова Галина
Деловой Петербург, 2 Мая 2006
Еще по теме: Хитрости рекрутеров.