Откройте любой журнал или газету, посвященную проблеме поиска работы, зайдите на специализированный сайт в Интернет! Что сразу бросается в глаза?
Ну, конечно же, обилие разнообразных вакансий и внушительное количество кадровых агентств, представивших свои заявки.
Эта картина характерна и привычна для жителей мегаполисов. В периферийном небольшом городе ситуация складывается диаметрально противоположная. Нет рабочих мест, нет объявлений о наборе сотрудников, нет даже специализированных СМИ, информирующих граждан о кадровых потребностях предприятий – и миллионы жителей провинций никогда даже слышали о таком роде деятельности как подбор персонала, рекрутинг. Даже поверхностный наблюдатель отметит очевидную взаимосвязь явлений – развитие рынка труда обусловливает появление и расцвет кадровых агентств. А индустрия рекрутинга, в свою очередь, является индикатором развития рыночной системы хозяйствования, формирования рынка труда и рабочей силы, внутри- и межотраслевой конкуренции предприятий, т.е. экономического развития города или региона.
Административные методы управления экономикой, финансово-экономические кризисы, поражающие регион или страну, слабый уровень развития производства, низкая численность населения, отсутствие правовой базы, обеспечивающей гражданину свободу выбора работы – эти, и ряд других негативных факторов, тормозящих экономическое развитие края, отрасли или государства в целом – эти же факторы уничтожают рекрутинг как бизнес, как отрасль, как предпринимательскую инициативу, как востребованную услугу.
Таким образом, если, открывая журнал, мы видим заявки сотен кадровых агентств, одновременно функционирующих на рынке одного города, нужно радоваться за социально-экономическое и политическое здоровье данного мегаполиса. Не правда ли, очень простой и удобный показатель! К тому же универсально применимый для различных городов и стран.
Итак, кадровые агентства – это явление социально-экономической жизни города, региона, страны. Их деятельность регулируется, с одной стороны, развитием рынка human recourses, с другой стороны, конкуренцией между предприятиями-операторами различных секторов рынка, с третьей – юридической, правовой базой, обеспечивающей жизнеспособность процесса стыковки соискателя и работодателя. Возможно, здесь уместно упомянуть и четвертый фактор, который может быть охарактеризован как «цивилизованность» рынка услуг, господствование моральных кодексов и этических принципов, забота о сохранении репутации в среде предпринимательского сообщества, не позволяющих фирмам-заказчикам отказаться от принятых обязательств по оплате выполненных агентством услуг. Соблюдение четырех макроэкономических условий приводит к развитию индустрии рекрутинга в мегаполисе или регионе.
Суть этого удивительного бизнеса состоит в посредничестве между работодателем – фирмой, имеющей определенные потребности в кадрах, и специалистом, желающем найти или сменить работу.
Кадровый бизнес является как бы промежуточным звеном между товарным бизнесом и оказанием услуг. С одной стороны, предметом купли-продажи, а, следовательно, товаром выступает human recourses, кадры, так как оплата производится не по затраченным исполнителем ресурсам (как, например, в предоставлении медицинских, образовательных услуг и т.п.), а по факту принятия специалиста на работу.
Причем, несомненным достоинством бизнеса является отсутствие капитальных вложений, затрат на закупку, хранение, транспортировку товара. С другой стороны, существенным отличием от товарного бизнеса является то, что принципиального соглашения, достигнутого между «продавцом» и «покупателем», недостаточно. «Товар» является настолько автономным и полноправным участником сделки, что иногда непонятно, кому что продают: соискателя - компании или компанию – соискателю. Чаще всего это встречный процесс, координируемый (и не всегда успешно) посреднической стороной. Где, как в любом деле, таится множество, множество нюансов.
Надо отметить, что несмотря на то, что в официальной отчетности и лицензирующими органами данный вид деятельности именуется обобщенно «содействием занятости населению», в настоящее время очень популярно деление всей совокупности кадровых агентств на три типа: компании Executive Search; фирмы по подбору персонала, рекрутинговые агентства; фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан, агентства по трудоустройству. Компании Executive Search составляют менее 10% от общего количества агентств, функционирующих на рынке, и занимаются поиском узкопрофильных, дефицитных специалистов и менеджеров высшего звена, за «головы» которых предприятия-заказчики готовы заплатить 25-35 % годового дохода специалиста.
Эта работа требует высочайшего профессионализма, так как искомые специалисты работу не ищут, информацию о себе не публикуют, на рекламные объявления не отзываются. Найти их непросто. Но еще труднее убедить успешного топ-менеджера сменить существующую работу на новую. «Лучшее – враг хорошего», и специалист не спешит расстаться с прежним местом, на переговоры с ним может уйти много месяцев.
Классическими чертами рекрутингового агентства можно назвать следующие: работа производится по заявкам работодателя, т.е. подбор персонала осуществляется в соответствии с запросом, поступившим от предприятия, в котором указаны квалификационные требования к специалисту и предпочтительные личностные качества; · оплату услуг рекрутеров производит заказчик – т.е. предприятие, юридическое лицо; для соискателей услуги оказываются бесплатно. Рекрутинг – самый распространенный тип деятельности посреднических агентств. Стоимость услуг рекрутеров составляет 7-20% годового дохода специалиста. Оплата производится в течении 3-30 дней со дня выхода специалиста на работу. В некоторых случаях агентства берут 30-50% предоплаты.
Гарантией является обязательство кадрвого агентства по бесплатной замене специалиста, не прошедшего испытательный срок (уволенного по собственному желанию или инициативе работодателя), или возврату 40-60% оплаты.
Предприятие-заказчик, как правило, находит 3-4 кадровых агентства, сотрудничать с которыми, на его взгляд, наиболее рентабельно, и, по мере возникновения потребностей, отправляет запрос на подбор персонала. Отношения партнеров со временем становятся менее формальными, и, в частности, замена специалиста выглядит вполне креативно (например, уволившегося менеджера по рекламе кадровое агентство, с согласия заказчика, может заменить на секретаря и водителя, ориентируясь на совокупную зарплату упомянутых работников).
Типичными чертами российского «агентства по трудоустройству» являются:
Взимание оплаты с соискателя (часть денег сразу, в день обращения, а часть – после выплаты первой заработной платы;
возможные варианты: до первого собеседования на фирме, сразу после выхода на работу и т.п.);
Для работодателя услуги агентства оказываются бесплатно. Любопытно, что подобное деление кадровых агентств на два типа (рекрутинговые и агентства по трудоустройству) не вполне корректно, т.к. упускает из виду важное обстоятельство: оба описанных типа посреднических фирм ориентируются на поиск работников, соответствующих требованиям, заявленным работодателем, т.е. по сути, принадлежат к классу рекрутеров. Разница лишь в том, что качество работы первых достаточно высоко, самопрезентация выполнена на соответствующем уровне, услуги востребованы на рынке, и заказчик готов оплачивать грамотный, эффективный, профессиональный подбор персонала. Фирмы же, занимающиеся «трудоустройством», - как правило, новички, еще не нашедшие своей ниши на рынке услуг и не справляющиеся с жесткой конкуренцией со стороны «раскрученных» агентств, таким образом пытаются уйти «за рамки» противоборства и привлечь клиента «бесплатным сыром».
Кстати, этот тип агентств не стоит путать с информационными агентствами, предоставляющими всем желающим распечатку перечня вакансий (сколько-нибудь подходящих запросу), взятому из открытых источников СМИ и Интернет, которые они именуют «Базами данных». Несмотря на рекламные публикации в тех же журналах и тех же рубриках, что и кадровые агентства, они, по сути, занимаются предоставлением информационных услуг гражданам, ищущим работу, что не имеет никакого отношения ни к подбору персонала, ни к трудоустройству.
Итак, общественное мнение не вполне корректно делит множество кадровых агентств на рекрутинговые и агентства по трудоустройству по такому критерию как источник поступления доходов. Этот принцип, безусловно, важный, в данном случае не отражает суть, физический смысл деления.
«Платно – бесплатно» - это один критерий, «рекрутинг - трудоустройство» - совсем другой. Трудоустройство, в неискаженном смысле этого термина – это сложный, длительный, трудоемкий процесс, когда аппликанту подыскивают должность в соответствии с его профессиональными квалификационными требованиями и уровнем финансовых притязаний.
Клиентом в данном случае является либо человек, испытывающий, в силу различных причин, трудности с поиском работы по специальности (вследствие недавней миграции, длительного перерыва в стаже, желания кардинально сменить сферу деятельности и т.п.), или специалист, желающий самостоятельно стимулировать механизмы карьерного роста, посредством последовательно проводимых переводов, т.е. сменой компаний с повышением в должности.
Подобный заказ для агентства, хотя и не является срочным, достаточно трудоемок и сложен. Он требует филигранной техники и артистизма от его исполнителя. Здесь мало найти вакантное место подходящего уровня, надо еще представить и рекомендовать клиента таким образом, чтобы приняли именно его, а не другого претендента. Подобный профессионализм должен и оплачиваться соответственно (15-20% годового дохода специалиста). На это, к сожалению, большинство российских соискателей пока не готово. Ведущие рекрутинговые компании занимаются элементами трудоустройства, (в правильном понимании этого термина), когда презентуют наиболее выдающихся соискателей на специализированных сайтах, предлагая фирмам-работодателям, в случае из заинтересованности, связаться с представителями агентства. Но только активная позиция заказчика, включающая сканирование Интернет-ресурсов, обращение в агентство и готовность оплачивать их услуги, является гарантом заключения сделки.
Итак, сильные рекрутинговые фирмы могут совмещать в себе оба смежных направления – подбор персонала и трудоустройство востребованных специалистов. Они уверенно и устойчиво занимают позиции на рынке предоставления услуг в области кадрового менеджмента. Их заказчиками является приблизительно 50-60% фирм, функционирующих в мегаполисе.
Услуги кадровых агентств Executive Search широко востребованы в среде ведущих компаний, лидирующих в своей отрасли, готовых платить любую цену за «Специалиста № 1».
Кадровые агентства, не достигшие определенного уровня развития, оказывают бесплатные услуги в области подбора персонала, подбирая низкооплачиваемых водителей, охранников, грузчиков, других работников на вакансии, не требующие от соискателя специальных знаний и высокой квалификации. На их услуги существует довольно устойчивый спрос как со стороны работодателей с ограниченным бюджетом и низкой избирательностью в подборе кадров, так и со стороны соискателей, испытывающих затруднения с поиском места.
Информационные агентства также не остаются без своего клиента. Таким образом, рынок сам регулирует количество и качество услуг, предлагаемых в области кадрового менеджмента, не разделяя их на «хорошие» и «плохие», «высшие» и «низшие», т.к. на каждый товар находится свой покупатель.
Больше агентств, «хороших и разных»!
Источник: www.kczebra.ru
Еще по теме: Подбор персонала: как найти и распознать самых лучших .