Современный рынок предполагает постоянный поиск квалифицированного персонала. Чтобы сделать удачную "находку", нужно потрудиться: опросить своих знакомых, дать объявления в газете и Интернете, обратиться в кадровые агентства. На все это требуется немало времени, которого всегда не хватает. Так какая же "дорога" является самой короткой?
Ловим работников в "Сети"
Недавно стало известно, что одна из самых знаменитых спецслужб мира - израильская "Моссад" вербует специалистов с помощью… Интернета! Переход к новым методам поиска персонала, по словам представителей организации, продиктован тем, что в современных условиях традиционные способы утратили эффективность. Этот пример - яркое подтверждение того, что Интернет становится одним из наиболее популярных инструментов нахождения новых сотрудников. Интересной тенденцией кадрового рынка является синтез нескольких методов поиска персонала, в результате чего образуется нечто новое. Показательный пример - интернет-ресурс MoiKrug.ru, создавший первую в России социальную сеть ("social network") для профессиональных контактов.
Существует теория о том, что все люди на земле знакомы не более чем "через 6 рукопожатий". Поэтому любого человека можно найти благодаря друзьям или коллегам. Проблема заключается в том, как определить цепочку знакомых, с помощью которых с ним можно связаться. MoiKrug.ru решает эту задачу следующим образом. Каждый пользователь проекта размещает информацию о себе и приглашает своих знакомых, формируя свой "первый круг". Они, в свою очередь, указывают собственные сведения и приглашают своих коллег или друзей.
Одним из самых востребованных сегодня приемов поиска персонала является обращение в кадровые агентства. Так, по словам Станиславы Смирновой, директора по туризму российской компании "Lemek Travel Agency", большую помощь оказывают рекрутинговые агентства. С их помощью принимается на работу около 40% менеджеров.
Профессионалы используют в практике сразу несколько методов для поиска персонала: работают с собственной базой данных, корпоративным сайтом, рекламой в СМИ, системой рекомендаций и другими источниками информации. По мнению Владислава Лобанова, гендиректора кадрового центра "ЮНИТИ", в работе рекрутинговой компании решающую роль играют консультанты. Они являются носителями знаний об отрасли, о требованиях работодателей к сотрудникам, владеют информацией о профессионалах.
Одним из преимуществ работы с кадровой компанией является наличие гарантий в случае, если кандидат не выдерживает испытательный срок. В течение этого времени (как правило, 3 месяца), в случае прекращения сотрудничества организации с сотрудником в связи с его несоответствием требованиям заказчика, рекрутеры предоставляют до двух адекватных бесплатных замен. В рамках других методов поиска персонала таких гарантий нет. Иначе говоря, кадровое агентство выполняет работу в срок и без затрат нервной энергии HR-менеджера или руководителя. Стоимость подобной услуги, как правило, составляет 2-3 оклада кандидата.
Будем знакомы!
Дефицит квалифицированных кадров заставляет работодателей использовать и новые методы поиска. Например, можно организовать конкурс. Особенно часто этот прием применяют высокотехнологичные компании.
Выглядит это таким образом: в СМИ объявляется конкурс, например, на лучшую программную разработку. Далее организаторы оценивают все поступившие работы и по итогам состязания могут предложить победителям место в своей компании. Этот прием хорош еще и тем, что создает дополнительный информационный повод для фирмы, привлекая к ней внимание.
Другой оригинальной тактикой в наше время все чаще становится проникновение на территорию конкурента. Один из самых показательных примеров - акция компании "Евросеть". В свое время сотрудники сети салонов связи "Dixis", работающие в нескольких российских городах, получили необычные приглашения на собеседование. Листовки описывали преимущества работы в "Евросети" и предлагали перейти на работу к конкуренту. Специалист, который приходил и называл пароль "Я работал в Dixis", мог получить работу с большей оплатой труда сразу же после собеседования, без обычных для "Евросети" стажировок и экзаменов. Эти выгодные условия действовали в течение недели с момента поступления предложения.
С нужными специалистами можно познакомиться на специализированных выставках, семинарах и тренингах. Но, как отмечают специалисты, российские компании пока еще редко применяют этот способ привлечения кадров. Подобные мероприятия, как правило, привлекают профессионалов высокого уровня, поэтому кадровикам никогда не помешает участие в них.
"Со щитом" или "на щите"?
Иногда при поиске даже редких специалистов помогут вполне тривиальные способы, но в оригинальной подаче. Что может быть "банальнее" объявления о поиске работников? Но если поместить его на рекламные билборды, которые стоят вдоль дороги, то этот способ приобретает совсем новое звучание. "Ищу опытного дизайнера для длительных отношений. Интим не предлагать", - рекламные щиты с таким слоганом установила московская компания "Кухнистрой" на одной из улиц города. Фирма решила переманить квалифицированных специалистов из крупных торговых центров Москвы. В последнее время наружная реклама пользуется все большим спросом у крупных компаний. Из наиболее масштабных акций можно отметить набор персонала в "МТС", проводившийся с помощью сотен билбордов по всей России.
Находчивость при поиске персонала заключается не только в использовании новых средств поиска. Например, когда одна американская компания искала специалиста со знанием очень редкого языка, она просто дала объявление на этом диалекте. Тем самым все ненужные работники автоматически отсеивались.
Галина Кошарова,
пресс-служба кадрового центра "ЮНИТИ".
Post Scriptum
"Сезон охоты" на рекрутинговом рынке не заканчивается никогда. Компании, заинтересованные в привлечении лучших кадров, отслеживают перемещения рабочей силы, находясь в постоянном поиске. Появляется масса новых способов нахождения нужных специалистов. Но несмотря ни на что главное правило удачной находки не меняется веками: найдет тот, кто ищет!
Источник: businesspress.ru