Начнем с того, что понимают под кадровыми услугами и на какие группы их можно разделить. Какой-то общепринятой, устоявшейся классификации не существует. Есть многочисленные и порой достаточно противоречивые суждения по этому поводу. Поэтому предложенная классификация, является просто еще одной точкой зрения. Хотя и основанной на сопоставлении информации, полученной непосредственно от участников рынка.
На рынке появилось множество компаний, которые объединяются общим названием «кадровые агентства». Хотя на самом деле многие из них агентствами, как таковыми, не являются. А само понятие «кадровые агентства» в этой связи становиться все более размытым.
Обычно «кадровые агентства» подразделяют на "агентства по подбору персонала (рекрутинговые)" и "агентства по трудоустройству персонала". Принципиальным их отличием является то, что первая группа работает исключительно с работодателем и на работодателя, который оплачивает оказываемые услуги и получает соответствующие гарантии качественного выполнения работ. А вторая ориентируется на работу с соискателями (аппликантами), которые оплачивают услуги «кадрового агентства». За второй группой закрепилась более низкая ценовая ниша, чем за первой. Принцип работы агентств по трудоустройству состоит в накоплении информации о потенциальных работодателях и соискателях и передаче последним оперативных данных по имеющимся вакансиям.
Работа "агентств по подбору персонала" отличается большей избирательностью и не в такой мере поставлена на поток. При подборе персонала требуется не только обладание информацией о спросе и предложении на рынке – это необходимая, но не самая важная часть. Главное, пожалуй, абсолютно точное представление потребностей заказчика (в данном случае работодателя), что невозможно без тщательного исследования среды той компании, где имеется вакансия, и уяснения мельчайших деталей. Иногда с работодателем обсуждается, где мог раньше работать кандидат на ту или иную вакансию, каким характером он должен обладать и к чему подсознательно должен стремиться (склонен к лидерству или нет). После выяснения этих и многих других подробностей, включая предпочтительные методы поиска, следует сам процесс поиска. Причем, порой приходится просматривать до 100 кандидатов на одну вакансию, чтобы предложить работодателю 3-5 наиболее достойных кандидатур.
Так что на самом деле процесс подбора персонала (особенно качественного подбора) – достаточно трудоемкий и оправдывает финансовые затраты, которые влечет за собой. Именно поэтому практически во всех кадровых агентствах существует гибкая система скидок, особенно для постоянных клиентов, которые очень ценятся.;Постоянный клиент, готовый потенциально вкладывать внушительные суммы в развитие и подбор персонала, дорогого стоит! И, если у такого клиента сформируется позитивный опыт работы с тем или иным агентством, последнее может считать для себя этот факт огромным достижением. Во-первых, это улучшает имидж, во-вторых, дает постоянный достаточно высокий заработок. Поэтому кадровые агентства изо всех сил стараются удержать такие компании, если уже так случилось, что они к ним обратились.
Конкуренцией это назвать нельзя. Ведь каждый борется за своего клиента (хотя бывает, что крупные компании работают одновременно с несколькими агентствами), а переманиванием клиентов занимаются очень редко и относятся к таким вещам крайне неодобрительно. Что интересно, сами кадровые агентства скорее считают себя партнерами, чем конкурентами по бизнесу. Так что говорить о жестокой конкуренции между агентствами именно в плане клиентуры не совсем корректно.
Можно говорить о другом, а именно о попытках как-то выделиться среди своих собратьев в том или ином сегменте. Сюда можно отнести как ценовую политику (возврат гонорара в полной мере или частично в случае, если кандидат не прошел испытательный срок; гибкую систему скидок для постоянных клиентов), так и спектр предоставляемых услуг. Что касается последнего фактора, имеется в виду внедрение каких-то новых услуг (например, лизинга персонала), совершенствования процедуры выполнения заказов (внедрение дополнительных методов поиска, например интернет-рекрутинг) и расширение спектра уже существующих услуг (консалтинговая поддержка, тренинги, семинары).
В реальных рыночных условиях кадровые агентства не всегда существуют в чистом виде. Есть агентства, которые работают по системе односторонней оплаты как с работодателем, так и с соискателем. Иногда это происходит оттого, что компания хочет диверсифицировать свою деятельность, дабы снизить риск; иногда это делается с целью перехода на более привлекательный для компании сегмент рынка (с трудоустройства переквалифицироваться на подбор персонала). Бывает и такое, что агентство руководствуется не очень чистыми помыслами и берет плату как с одной, так и с другой стороны. Но это скорее исключение из правила, чем правило.
Кроме того, в «кадровом сегменте» работают консалтинговые компании, у которых кадровые услуги представляют одно из направлений деятельности. Работают они в основном с работодателем примерно на таких же условиях, как и агентства по подбору персонала. Только перечень услуг, которые они предоставляют, охватывает более широкий спектр.
По некоторым оценкам, отдельно следует выделять компании, специализирующиеся на тренингах и лизинге персонала.
Работа на перспективу.
Исходя из существующего разделения компаний, предоставляющих кадровые услуги, можно предположить, что их деятельность будет тяготеть к более узкой специализации. Это обусловит и развитие рынка труда, и возрастающая конкуренция, и борьба за клиента. Ведь на сформировавшемся рынке тяжелее работать, чем в период его становления. Вернее, тяжелее удержаться, поскольку тенденции к росту профессионализма становятся все более четкими.
Стало быть, это должно привести как к расширению спектра оказываемых услуг, так и совершенствованию профессионализма самих компаний. Что касается их количества, оно будет уменьшаться, зато останутся наиболее профессиональные и конкурентноспособные. В конце концов, для того, чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к опыту более развитого в кадровых вопросах западного рынка.
Источник: job.vl.ru