Рынок онлайн-рекрутмента растет завидными темпами. Ежегодно он увеличивается в полтора раза, и на сегодняшний день его объем составляет около $20 млн. В то же время эксперты оценивают его потенциал в $1-2 млрд. В прошлом году лидеры рынка: HeadHunter и Superjob.ru, заработали соответственно $4,8 млн. и $2,6 млн. (по данным конкурентов). Сегодня мы решили разобраться, как именно онлайн-рекрутеры получают прибыль от «охоты за головами».
Как выяснилось, в основном они используют информационную модель получения дохода. Кадровые агентства либо предоставляют на определенный срок платный доступ к своей базе соискателей, как это делает, к примеру, Hh.ru, либо позволяют просматривать базу бесплатно, а платить работодателю приходится лишь за контакты с уже подобранным соискателем. Такая схема работает на Superjob.ru - 1 контакт обходится в 300 руб., а если покупать контактную информацию «оптом» (2 и более), то каждый контакт будет стоить всего 100 руб. Объявление о вакансии обойдется работодателю как минимум в 3 тыс. руб.
Алла Носкова, представляющая электронный рынок труда Jobsmarket.ru, рассказывает о модели Superjob.ru: «Такая политика обусловлена необходимостью повышать поисковые свойства сайта и обеспечивать максимальное количество переходов из поисковых систем по низкочастотным запросам. Это скорее маркетинговый ход с точки зрения поисковых свойств ресурса, демонстрации клиенту качества базы резюме. Клиент делает более осознанный выбор в данной ситуации. Корпоративные тарифы Superjob.ru предоставляют неограниченный доступ к базе резюме с контактной информацией. Базовые тарифы данного сайта, где предусмотрена оплата за просмотр контактной информации выбранного резюме, необходимы для привлечения клиентов, у которых небольшой объем работы по подбору персонала и для которых нецелесообразно покупать корпоративные тарифы».
«На самом деле это одно и то же в разных упаковках, - рассказывает Денис Кочергин, директор по развитию Jobr.ru. - В итоге работодатель платит за возможность пообщаться с кандидатом. Для кадровых агентств и крупных компаний с большим количеством персонала удобнее покупать полный пакет услуг, не занимаясь подсчетами копеек. Это как безлимитный интернет. А для небольших компаний, в которых открываются 1-2 вакансии в месяц, разумнее оплачивать конкретные услуги».
Стоит отметить, что в отличие от западных сайтов, отечественные кадровые агентства берут деньги только с работодателей — соискатели размещают свои резюме, в большинстве случаев, бесплатно. «Так исторически сложился российский рынок, - поясняет Денис Кочергин. - На Западе подобная модель развита и существует немало сайтов с платным размещением резюме. У нас же этому препятствовало слабое проникновение интернета, сложность и непрозрачность схем оплаты интернет-сервисов. В результате пользователь привык, что это бесплатно, и теперь переучить его очень непросто. Дополнительную сложность вносит то, что сейчас на рынке труда не сотрудник ищет компанию, а она его, кандидатов не хватает».
На некоторых сайтах, вроде Job.ru и Rabota.ru до сих пор жива и старая добрая рекламная модель бизнеса. Однако Алла Носкова полагает, что подобные игроки в ближайшее время ограничат количество предоставляемых бесплатных услуг: «Таким образом, работодатели, которые ранее не были готовы платить за услуги публикации вакансий и поиска резюме, будут вынуждены оплачивать услуги job-сайтов при увеличении объема работы по подбору персонала».
По словам Аллы Носковой, рынок онлайн-рекрутмента живет не только двумя этими моделями: «Интернет-ресурс Jobsmarket.ru отличается от обычных job-сайтов тем, что в нем совмещены фактически четыре класса программных job-сайт с информационной?продуктов, доступных через обычный web-браузер: моделью бизнеса, позволяющий, проводить поиск резюме по базе сайта, разместить поисковая система вакансий и резюме,?вакансии и управлять их публикацией; позволяющая найти работу, вакансии, резюме и кандидатов с 216 сайтов при помощи одного поискового запроса; автоматизированное рабочее место пользователя (АРМ) с возможностями создания собственной базы данных, управления коммуникациями и взаимоотношениями (CRM), широким спектром online-статистики и полной автоматизацией подбора персонала; HR-модуль, встраиваемый в сайт компании-работодателя или кадрового агентства, и позволяющий автоматизировать поиск сотрудников, создание банка резюме кадрового резерва на все ключевые позиции компании посредством корпоративного сайта. Модель бизнеса Jobsmarket.ru совмещает в себе информационную модель с моделью аренды клиентского приложения информационной системы для автоматизации подбора, аренды дискового пространства серверов для хранения базы соискателей клиента и предоставления услуг по обеспечению безопасности информации».
Что касается тарифной политики кадровых агентств, по мнению Дениса Кочергина, цены на услуги с развитием рынка не только не снижаются, но и постоянно растут вместе с ростом качества предоставляемых услуг и возможностей. Об этом рассказывает Алла Носкова: «Изменения тарифной политики интернет-ресурсов, предоставляющих услуги для участников рынка труда, которые мы наблюдаем в течение последних нескольких лет, направлены на привлечение более широкой аудитории клиентов. Довольно высокая цена пакетов услуг, ежегодное повышение их стоимости обусловлено ростом спроса на данные услуги. По заявлениям руководителей Hh.ru и Superjob.ru доходы этих компаний на протяжении уже нескольких лет удваиваются ежегодно. Оба интернет-ресурса являются пионерами на российском рынке труда, которые впервые стали продавать работодателям и кадровым агентствам не только рекламу, но, прежде всего, информационные услуги».
«Еще 2-3 года назад по ценовой политике их пакеты услуг были ориентированы только на крупные кадровые агентства и крупных работодателей, которые могли себе позволить оплачивать дорогие тарифы, - продолжает Алла Носкова. - Очевидно, что для увеличения емкости рынка, необходимо создавать возможности для того, чтобы услугами могли пользоваться средние и небольшие компании. Так Hh.ru уже в этом году вводит конструктор заказов, который позволит искать персонал только в конкретном городе или только в одной функциональной области. Рост же цены пакетов услуг не ограниченных регионами и функциональными областями составит примерно 50%. Тем не менее, Hh.ru предоставляет и ряд бесплатных сервисов: ограниченная публикация вакансий и просмотр базы данных резюме в размере 20 ед. в сутки.
Superjob.ru также ввел тарифы для получения услуг только в определенном географическом регионе. Безусловно, это привлечет больше клиентов, которые при прежнем подходе к формированию пакетов услуг не могли пользоваться платными услугами этих сайтов.
Пакеты услуг для поиска и подбора персонала на сайте Jobsmarket.ru построены исходя из объема работы по подбору персонала. Дело в том, что объем работы по подбору у большинства работодателей нестабилен, поэтому для увеличения спектра клиентов нужно предусматривать возможность экономии бюджета на подбор персонала в различные периоды работы компании. Если у компании несколько вакансий, она может закрыть их, используя бесплатные услуги: публикация вакансии и получение откликов с контактной информацией. Если вакансий 3-5, компания может воспользоваться самым дешевым тарифом. Если объем работы возрастает, компания может приобрести безлимитный тариф, куда включены все возможности по поиску персонала, коммуникациям с соискателями и даже инструменты создания собственной базы данных кандидатов из разных источников.
Jobsmarket.ru предоставляет работодателям возможность купить различное количество рабочих мест, по которым будет возможна одновременная работа по оплаченному тарифу. Это делает ценовую политику данной компании еще более гибкой и ориентированной на потребности самых разных клиентов».
Подводя итоги, хочется отметить, что кадровые агентства с рекламной моделью бизнеса фактически бесплатно предоставляют работодателям данные о соискателях. Однако пользоваться такими базами зачастую не очень удобно, да и выбор в них оставляет желать лучшего. Большинство работодателей, заинтересованных в подборе качественных кадров, пользуются услугами платных агентств. Таким образом, за «головы» приходится платить, но, во сколько обходится поиск сотрудника, вычислить невозможно.
«Цена одной «головы», найденной с помощью онлайн-сервисов по подбору персонала зависит не столько от стоимости услуг интернет-ресурсов, сколько от «головы», квалификации, отношения к работе самого рекрутера, - рассказывает Алла Носкова. - Можно оплатить на год вперед услуги известных job-сайтов, но при этом неэффективно использовать их ресурсы и инструменты. Это очень частая ситуация: компания оплачивает сервисы job-сайта, а потом просто ими не пользуется в полной мере. В этом случае цена одной «головы» будет значительно выше».
Денис Кочергин также подчеркивает, что вычислять среднюю стоимость «головы» в онлайновых кадровых агентствах бессмысленно — этот показатель будет напоминать пресловутую «среднюю температуру по больнице». Кроме того, он отмечает, что компании зачастую не ограничиваются онлайн-подбором персонала, а пользуются целым комплексом методов, используя и свои ресурсы, и ресурсы кадровых агентств. Только об одном можно говорить наверняка — услуги онлайновых кадровых агентств обходятся дешевле, нежели помощь в подборе персонала, оказанная традиционными кадровиками.
Источник: TelNews