Источник: www.joto.ru
Среди недавно появившихся у эйчаров инструментов поиска персонала – социальные онлайн-сети. Какие возможности дает этот ресурс и какие опасности содержит?
Социальные сети – забава офисных работников – для кадровиков и рекрутеров оказались отличным подспорьем в работе. К тому же вместе с массовыми социальными сетями типа LiveJournal, «Одноклассники» и «В контакте» появились специализированные площадки «Мой Круг», Wеbby и другие, созданные в том числе и для профессионального поиска эйчарами новых сотрудников, и для поиска работы соискателями.
Круги и связи
Отличие профессиональных сетей в том, что они не пытаются стать универсальной социальной сетью наподобие LiveJournal, MySpace или «Одноклассников». Например, крупнейшая в России профессиональная социальная сеть «Мой Круг» – первый из подобных проектов в рунете – помогает поддерживать и налаживать деловые контакты, находить одноклассников, однокурсников и коллег. Что особенно важно – сервис позволяет находить сотрудников и экспертов по рекомендациям их знакомых.
Паутина Профессиональных знакомств Webby.ru – еще один пример социального сервиса для решения определенного круга бизнес-задач эйчаров. Подобно рекрутинговому сервису Monster.com, при разработке проекта Webby учитывалось, что посетители захотят воспользоваться своей Паутиной знакомств для того, чтобы оценить потенциального партнера или соискателя на основании рекомендаций других пользователей. «Для этого в Webby также есть расширенная система рекомендаций. Она используется посетителями для построения репутации», – подчеркивает директор по маркетингу и PR компании HeadHunter Ольга Бруковская.
Кроме этих ресурсов, рекрутеры активно используют наиболее известный западный ресурс – сеть LinkedIn, объединяющую 7,5 миллионов профессионалов по всему миру. Многие сервисы для рекрутинговых агентств в ней предоставляются за плату – например, подписка на базу вакансий, стоимость которой колеблется от $19,95 до $200 в месяц. Особый сервис предлагается крупным компаниям, где процесс подбора персонала практически непрерывен. Им LinkedIn предлагает набор сервисных услуг: ведение истории вакансий, сохранение черновиков и шаблонов заявок на специалистов, учет финансовых взаиморасчетов с LinkedIn, включая открытие и ведение кредитной линии. В отличие от LinkedIn, все аналогичные российские ресурсы предоставляют свои услуги бесплатно.
Скопление данных
Для поиска персонала рекрутеры пользуются не только профессиональными площадками. В число наиболее востребованных входят и другие проекты. По словам консультанта одной из ведущих международных компаний по поиску персонала, пожелавшего остаться неизвестным, в основном в своей работе он пользуется тремя сетями, такими как «Одноклассники», «Мой Круг» и LinkedIn. В частности, он отмечает: «Несмотря на то, что проект «Одноклассники» впрямую не специализируется на поиске работы, мы его используем для сбора более подробной информации – не только о работе, но и о личной жизни кандидатов. Также пользуемся ресурсом для проверки предоставленной информации. Например, соответствуют ли действительности указанные в резюме сведения о полученном человеком образовании. Эти выводы можно сделать, увидев, как человек общается с бывшими сокурсниками. Англоязычный ресурс LinkedIn мы используем при поиске людей для работы в западных компаниях, и то, что человек зарегистрирован на этом ресурсе, является дополнительной проверкой на знание им английского языка».
«Поиск через социальные сети типа «Мой Круг» дает возможность получить о потенциальном кандидате разнообразную информацию: о профессиональном опыте, предпочтениях, знакомствах, его заметках и высказываниях на профессиональных форумах», – отмечает Владлена Куляшова, менеджер по персоналу кадрового агентства Kelly Services по Центральной России. По ее словам, сеть можно использовать для поиска дополнительной информации об уже известной персоне, либо как источник информации о специалистах, которые не размещают свои данные на сайтах по трудоустройству и вообще скептически относятся к рекрутерам. Найти с таким кандидатом общий язык и заинтересовать его – дальнейшая задача рекрутера.
По сути, все социальные сети – огромная бесплатная база данных. Контент (содержание) сетей создается самими пользователями. Любой зарегистрировавшийся человек может завести для себя личную страничку (профиль) и добавлять туда ту информацию, которую он посчитает необходимой.
Проект «Одноклассники» – это около 5 млн зарегистрированных участников. В «Моем Круге» в сентябре этого года был зарегистрирован миллионный пользователь. Причем динамика роста сети впечатляет: за полгода число участников «Моего Круга» возросло вчетверо. Основные участники сетей – молодые профессионалы. Ольга Бруковская отмечает, что Webby чаще пользуются женщины, чем мужчины. По словам Грачика Аджамяна, менеджера проектов «Мой Круг» компании Yandex, «средний возраст пользователей – 29 лет, мужчин и женщин примерно поровну, при этом наиболее активно пользуются сервисом мужчины».
Согласно последней статистике, среди пользователей «Моего Круга» более 300 тысяч человек указали в анкете, что имеют высшее образование. Среди вузов на «Моем Круге» по количеству выпускников с большим отрывом лидирует МГУ, за ним идут МГТУ им. Н.Э Баумана, СПбГУ, МАИ и НГУ.
По свидетельству экспертов, социальные сети как нельзя лучше подходят для поиска кандидатов на неруководящие должности в IT-сфере, а также офисных специалистов. «Например, через «Мой Круг» я искал специалистов по внедрению автоматических систем управления предприятиями. Здесь их более 600», – отмечает один из опрошенных рекрутеров.
Особенно полезным качеством сетей является то, что здесь рекрутеры могут выйти с предложением не только к кандидатам, находящимся в поиске, но и к специалистам, не ищущим работу в настоящий момент.
«На мой взгляд, люди будут все чаще налаживать профессиональные контакты через социальные сети, – говорит Грачик Аджамян. – Это способ дает возможность искать вакансии через своих знакомых или знакомых их знакомых (это те, кто входит во «второй круг»), собирать рекомендации из первых рук (например, с помощью знакомых, работающих в интересующей компании). Можно увидеть не только резюме, а полный социальный портрет соискателя – увлечения, членство в сообществах, записи в блоге или на форумах. Особенно ценно, что эйчар может написать сообщение напрямую заинтересовавшему его человеку». Все это дает рекрутерам огромное количество информации и для расширения круга поиска кандидатов, и для анализа и прогнозов о том, составления словесного портрета будущего сотрудника.
Дырявые сети
К сожалению, социальные сети не дают гарантии стопроцентного качественного подбора персонала. Кроме того, что в сети невозможно найти людей на топовые вакансии, у поиска персонала через интернет-сообщества имеются и другие достаточно серьезные недостатки.
«Самые большие минусы подбора персонала через социальные сети – это «отличные» рекомендации и небольшое количество профессиональных специалистов, – рассказывает Андрей Агеев, руководитель проектов Adecco Russia. – В моей практике был такой случай: я занимался поиском профессионала на позицию в сфере бизнес-анализа в корпоративное направление одного из крупнейших банков. Были использованы все каналы поиска, начиная от рекомендаций и интернета и заканчивая социальными сетями. После некоторых поисков мы вышли на кандидата из одного интернет-сообщества. После разговора с ним оказалось, что на данный момент он занимается поиском нового места работы. Как выяснилось из личного разговора, он был недоволен уровнем заработной платы и коллективом в компании, где он работал на данный момент». Резюме кандидата показалось компании привлекательным, и он получил приглашение на собеседование. Успешно пройдя все этапы собеседований и у рекрутеров, и в компании-работодателе, соискатель приступил к работе. Однако все было не так просто. Через несколько дней рекрутинговую компанию попросили собрать рекомендации о новом сотруднике. Отклики о работе кандидата на предыдущем месте работы были отрицательными, к тому же стало известно о его заносчивости. Помимо этого оказалось, что человек плохо справлялся с обязанностями на новом месте и вскоре, не выдержав испытательный срок, был уволен. «Проведя поиск резюме в интернете за последние несколько месяцев, мы обнаружили резюме этого кандидата. Видимо, он уже проходил достаточно много собеседований в различных компаниях и, потерпев неудачи, начал использовать такие каналы, как социальные сети», – подытоживает Андрей Агеев.
Другой минус сетей в том, что человек может однажды зарегистрироваться, а затем месяцами не корректировать размещенную о себе информацию, если он не пользуется этим ресурсом активно.
«Привлекательный на первый взгляд кандидат мог давно уволиться с указанного в его профиле места работы, даже не пройдя испытательный срок», – считает Владлена Куляшова. Работа же рекрутера, нашедшего такого кандидата в сетях, будет просто бесполезной.
Впрочем, Владлена Куляшова считает, что «неудачный» найм специалиста возможен как через социальную сеть, так и через другие источники, и зависит, скорее, от системы найма сотрудников в компании и степени профессионализма ключевых лиц, принимающих кадровые решения.
Социальные сети – это еще один инструмент для расширения возможностей поиска персонала. Если применять сетевой поиск вместе с другими приемами, помнить, что информация в сетях создается самими пользователями, и поэтому требует тщательной проверки, то процесс привлечения кандидатов на вакансии станет эффективнее.
Авторы: Лариса Николаева, Вера Игнаткина.