Все чаще человек, ищущий работу, сталкивается с таким явлением, как кадровые агентства. И, видимо, иной раз так неудачно сталкивается, что часто в резюме соискателей можно увидеть: «КА просьба не беспокоить!» Чем же так насолили им кадровые агентства?
Хорошая идея. Состояла в том, что прямому работодателю не всегда удобно держать специальных менеджеров по подбору персонала – необходимость в подборе, особенно в массовом, далеко не постоянна, а платить сотруднику оклад за «присутствие в ожидании случая» – невыгодно. Подбор персонала – явление ситуативное, временное. Даже в крупной компании, если она стабильно работает, подбор персонала редко носит характер эпидемии. И «персональщики», занятые в компании основной работой по организации взаимодействий персонала, координацией работы, решением оргвопросов, мотивацией, оформлением и прочими обычными делами, берутся за подбор без особого восторга. Времени мало, еще бы! Потому эту подрядную работу всегда хочется отдать кому-то. Профессионалам. Кадровые агентства занимаются только этим, получают сдельно по факту подбора кандидата, и при этом все агентство не может заболеть или уйти в отпуск – кто-то из специалистов неизменно выполнит заказ. К тому же, кадровое агентство является фильтром для тех, кто неадекватно оценивает свои возможности, не знает элементарных норм и правил делового этикета и кто приходит с заведомо ложной информацией о трудовом стаже и опыте. При этом специалисты кадрового агенства могут оценить степень психологической готовности кандидата к искомой работе и могут больше узнать о личных обстоятельствах кандидатов, что может быть немаловажным при выборе оптимального претендента на должность.
Плохое исполнение хорошей идеи. Сложилось из многих факторов. Во-первых, в кадровые службы нередко идут те, кто просто не нашел себя в традиционной психологии (если это выпускники психологических факультетов), или те, кто не слишком успешен в своей области (если это люди без психологического образования, но владеющие знаниями по конкретным специальностям). Так происходит далеко не всегда, но таких, увы, немало.
Во-вторых, часто туда попадают люди и вовсе без опыта работы. В чем нет ничего страшного, если бы не одно «но»: часто такие люди пытаются «поднять себе цену» преувеличенной демонстрацией важности своего места, воображают себя эдакими «вершителями судеб» и откровенно унижают людей на собеседованиях. Самым меньшим злом при таком положении вещей бывает потеря времени на обсуждение в кадровом агентстве тех же вопросов, которые будут ставиться и прямым работодателем. В худшем же случае все может закончиться разочарованием в себе, потерей самооценки, отчаянием и депрессией.
Однажды ко мне на консультацию пришла девушка, которой в кадровом агентстве устроили «стрессовое» собеседование на должность менеджера по продажам. Выглядело это примерно так:
Заходит она в кабинет к кадровику. Сначала ее долго держат там одну, она в ожидании начинает нервничать, наконец, появляется интервьюер и с порога спрашивает:
– А что юбка-то такая короткая?
Дальше – больше. Один из вопросов:
– Ты вообще чего в эту компанию намылилась? Женихов искать?
И так далее. Иной раз подобное хамство умышленно: специалисты по персоналу смотрят, как человек среагирует на такого рода грубость. И делают выводы о том, до какой степени соискатель способен противостоять подобному напору, и не потеряется ли он в такой ситуации. Однако, это все же нечасто. Куда более распространены «мягкие формы». Например, вопросы о смене работы и вопросы, связанные с выяснением деталей трудовой биографии задаются таким тоном, словно вы совершили уголовно наказуемое деяние, и за дверью уже поджидает парочка милиционеров, а иногда ваш опыт и знания на непонятном основании подвергаются сомнениям, и вы начинаете оправдываться. Или же вас умышленно торопят с ответами, попутно пеняя, что вы якобы медленно соображаете…
В итоге мне пришлось несколько месяцев прикладывать профессиональные усилия к тому, чтобы привести психику и самооценку той девушки в порядок, а ей пришлось потратить немало душевных сил и денег.
Сразу же хочется дать небольшую инструкцию. Задайте себе вопрос: а как бы вы отреагировали на это в нормальной ситуации? Не на собеседовании? Наверняка постарались каким-либо образом «поставить на место» грубияна. Ситуация собеседования предполагает лишь, что вы сделаете это корректно и спокойно, однако терять достоинство и пресмыкаться вас никто не призывает. Не пугайтесь. Это игра, пусть и неприятная. Так к ней и относитесь. Терпеливо объясняйте все, что вас просят, и если вопросы кажутся вам откровенно глупыми – умейте отреагировать с чувством юмора. Главное – не принимайте все это слишком близко к сердцу. Тактика, конечно, некрасивая, но противостоять тенденциям рынка – не в нашей власти, поэтому учитесь правильно реагировать. Не оправдывайтесь, не торопитесь. Умейте настоять на своем: «да, у меня была смена профиля деятельности, а что конкретно вас смущает? Вам что-то не нравится? Будьте любезны, поясните?» Или: «я не могу отвечать быстрее, и если мой темп речи для вас абсолютно неприемлем, давайте прервемся, перенесем встречу или вообще откажемся от продолжения сотрудничества». Не бойтесь потерять что-то, чего не имеете – то, что досталось ценой унижения, все равно не принесет вам радости. Будьте всегда собой и ведите себя с достоинством. Если вам что-то не нравится в поведении или вопросах собеседника, умейте корректно заметить это. Поверьте, умный человек оценит ваше самоуважение.
Не меньшим злом в таких ситуациях бывают и тесты по 200 вопросов или какие-либо ролевые игры. «Представьте себе, что…» Но ведь любой мало-мальски грамотный психолог прекрасно знает, насколько условны любые тесты, а уж реакция человека в ситуации ролевой игры заведомо будет искажена искусственностью ситуации и моментом «экзамена», на который накладывается непривычная обстановка и большое количество незнакомых людей. Правды тут не доискаться. Кто-то называет это «современными методами подбора персонала», хотя порой за всеми подобными игрищами стоит откровенная проекция внутренней неудовлетворенности и несчастья горе-специалистов на головы бедных соискателей. А то и откровенное безделье, помноженное на не слишком большую заинтересованность иных «специалистов» в деньгах. Опять же, не хочу говорить обо всех и делать слишком широкие выводы, но должность менеджера по подбору персонала в кадровое агентство стала лакомым куском для особ женского пола, за которыми стоят хорошо «упакованные» мужья или родители, а дамы просто развлекаются и заодно поднимают свою самооценку, становясь так или иначе причастными к власти и обретают хоть какую-то социальную значимость.
Хорошее исполнение хорошей идеи. Складывается из настоящего профессионализма и заинтересованности в выбранной профессии. Ни один по-настоящему грамотный психолог никаких стрессов устраивать не станет. Он же понимает, что в атмосфере комфорта, доверия и расслабленности человек скажет ему куда больше, чем под давлением. Поэтому в первую очередь он попытается установить с ним контакт. И если в процессе разговора обнаружит, что по тем или иным причинам кандидат точно не подойдет – откажет вежливо, не травмируя человека. Этим он сбережет и репутацию кадрового агенства: не прошедший собеседование человек, по крайней мере, не станет поливать это заведение грязью.
Если же кадровик понимает, что перед ним – подходящий работник, но не совсем психологически готовый к должности или, предположим, человек не знает каких-то элементов делового этикета, не представляет корпоративной культуры компании, в которую он будет представлен, то настоящий профессионал постарается подготовить кандидата: снабдить его инструкциями по дресс-коду, по особенностям собеседования у работодателя, рассказать об элементах корпоративной культуры, и даже поможет справиться с возможными психологическими проблемами.
Автор далек от альтруизма: настоящий профессионал стремится заработать деньги, и потому он решает проблемы эффективно. Профессионалу выгодно, если, во-первых, о работе его кадрового агентства сложится хорошее мнение (даже если соискатель и не пройдет). Во-вторых, выгодно подготовить кандидата хорошо, ибо в таком случае шанс его успешной продажи увеличивается. И, в-третьих, профессионал блюдет интересы главного плательщика – работодателя, создавая оптимальные условия для понимания характера и психологического портрета потенциального кандидата. А для этого (вернулись к тому же!) нужно внимание к человеку и доброе, корректное к нему отношение.
Мою коллегу, психолога и кадровика, как-то чуть ли не со слезами на глазах благодарил один сервисный инженер: «понимаете, я отчаялся уже по собеседованиям ходить, на последнем у меня даже руки начали трястись – вот до чего дошло! Меня столько унижали, выдвигали несусветные требования, и я начисто забывал даже то, что знал назубок! А как только вы по-человечески поговорили со мной, у меня снова появилась надежда найти что-то стоящее!» Что интересно, он не устроился через наше кадровое агентство – именно нашим заказчикам он не подошел. Но нашел других. И все равно позвонил сказать спасибо моей коллеге.
Мы не можем противостоять определенным тенденциям рынка – на долю кадровых агентств отдается все больше и больше вакансий. Делать упор на поиск прямых работодателей при поиске работы – значит существенно сужать себе круг возможностей. И я ни в коем случае не хочу огульно обвинять и порочить своих коллег, среди которых немало достойных профессионалов. Но только если мы все научимся грамотно, корректно, но твердо и убедительно противостоять хамству, унижениям и безграмотности иных кадровиков – только тогда мы все вместе сможем сформировать приемлемую культуру кадрового обслуживания в нашей стране.
Антон Несвитский
Источник: Бунтарь