Уже давно не секрет, что ведущие рекрутинговые агентства и отделы кадров крупных компаний получают информацию о соискателях в столь распространенных сегодня социальных сетях.
Обнародованные недавно результаты очередного исследования западного рынка, ожидаемо подтвердили этот факт, представив довольно интересные цифры. TelNews попросил прокомментировать эти данные директора по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter Ольгу Бруковскую:
- Западные исследователи утверждают, что один из пяти британских работодателей использует Интернет для проверки соискателей, а 2/3 из них принимают окончательное решение на основе информации о соискателе, найденной в социальных сетях. Прокомментируйте, пожалуйста эти цифры. Насколько они соответствуют реальности, на ваш взгляд?
- Эти данные соответствуют реальности. И, на мой взгляд, исследование это лишний раз показывает, как социальные сети сократили цепь сбора рекомендаций о кандидате на ту или иную вакансию. Тенденция использования социальных сетей в подборе персонала будет развиваться, и я хотела бы еще раз порекомендовать соискателям заниматься своей профессиональной репутацией и помнить, что с появлением Интернета любые огрехи в биографии становятся заметны.
- Есть ли у Вас какие-то данные или приблизительные оценки относительно того, каковы те же показатели в России?
- По России в целом эти цифры, безусловно, меньше, что связано, в первую очередь, с уровнем интернетизации. Сейчас в своей работе социальные сети используют наиболее продвинутые HR-менеджеры, владеющие современными технологиями. Как правило, это сотрудники служб по подбору персонала крупных российских и международных компаний.
- В Британии 60% сотрудников рекрутинговых агентств зарегистрированы в различных социальных сетях для поиска информации о соискателях. Как с этим обстоят дела у нас?
- Если говорить о Москве, эта цифра похожа на действительность. HR-менеджеры и рекрутеры кадровых агентств крайне активно используют Интернет и социальные сети для сбора информации о соискателях. С ростом числа интернет-пользователей, будет расти и число рекрутеров, собирающих информацию о соискателях в сети.
- Насколько часто социальные сети бывают эффективны при поиске информации о соискателях? Ведь необязательно, что на их профилях (если они вообще открыты для просмотра незнакомым лицам) там удастся найти действительно полезную информацию.
- Есть мнение, что свой профиль скрывают люди, не заинтересованные в том, чтобы их нашли, а значит - не работающие со своей репутацией и неактивные на рынке труда.
Есть неподробное описание себя и своих заслуг. Нет в общеобразовательной школе культа самопрозентации - зато есть исторически сложившийся культ скромности. Это барьер, который преодолевают соискатели. Не имея информации о них в отрытом доступе, «эйчары» могут сделать предложение менее достойным соискателям.
- На что прежде всего обращают внимание работодатели и сотрудники рекрутинговых агентств при просмотре профилей соискателей в социальных сетях? Это фотографии, стиль общения, круг знакомых, что-то еще?
- Я считаю, что работодатели меньше всего обращают внимание на фотографии. Как правило, они внимательно смотрят на опыт работы и задачи, которые пользователю удалось успешно решить, на его образование, на то, насколько грамотна его самопрезентация, и, разумеется, на круг общения. Также, в некотором смысле, социальные сети позволяют оценить харизматичность, популярность, и, прежде всего, «интернетизированность».
- Как известно, у популярнейшей российской социальной сети «В Контакте» есть дочернее кадровое агентство. Как оцениваете этичность и перспективы такого объединения сервисов?
- Я не считаю это неэтичным. Руководство «В Контакте» изначально заявляло, что электронный рекрутмент будет одной из статей их дохода. Они таким образом сильно упрощают жизнь рекрутерам и соискателям - так почему бы не зарабатывать на этом официально?
- Есть мнение, что при внедрении необходимого функционала «Одноклассники.ру» и «В Контакте» могли бы стать более эффективными и популярными рекрутинговыми порталами, чем нынешние лидеры этого рынка. Действительно ли это так, на Ваш взгляд?
- При большом желании и вложениях и автосайт может стать более эффективным, чем любой самый популярный job-сайт. Однако создать job-сервис, который закрывал бы не только потребности в сборе информации и получении рекомендаций, но и потребности в закрытии вакансий… Это трудоемкий и дорогой процесс. Хотя…если поставить такую цель, можно и из ежа сделать королеву. Не думаю, что деньги от электронного рекрутмента – единственная цель этих сетей, и едва ли они будут так сильно перекраивать свою бизнес-модель.
- Западные пользователи выступают за запрет просмотра работодателями и рекрутинговыми агентствами профилей соискателей в социальных сетях. Как Вы оцениваете целесообразность введения такого запрета и возможность его реализации?
- Если я зарегистрирована на сайте знакомств с целью найти жениха за границей, разумеется, я не хочу, чтобы «эйчары» нашли мой профиль. На то и существуют ники. Однако если социальная сеть подразумевает участие в ней под своим реальным именем, очевидно, что пользователь не должен стесняться информации о себе. Глупо размещать под своим именем фотографии с развратных вечеринок и потом расстраиваться, что это увидел ваш работодатель. Существует официальная информация о человеке: где он родился, учился, работал, чего добился и какие ошибки совершил. Эта информация принадлежит нашему имени, как нашему бренду, и обращаться с ней надо, как с торговой маркой. Вы же хотели бы, чтобы о вашей торговой марке знали многие и самое лучшее?
Автор: Дмитрий Родин
www.telnews.ru