Прошу вас помочь в разрешении проблемы трудоустройства. История моя такова. После института я пять лет работала логистом на достаточно крупных предприятиях. В январе 2005 года придумала и сделала свой проект – туристическую компанию. Это был, если можно так сказать, театр одного актера: я была и генеральным директором, и маркетологом, и менеджером по продажам, и гидом. Взяла наиболее интересные мне страны – Индия, Непал, Таиланд – и стала организовывать туры. При этом сама выезжала с туристами. Мне мой маленький бизнес очень нравился. Да и «на мир посмотреть и себя показать» в 26 лет – думаю, мало кто отказался бы от такой возможности. Не все шло гладко. Туристы – народ интересный, но на отдыхе люди порой чрезмерно расслабляются и попадают в разного рода неприятности. Так что могу без ложной скромности сказать, что общение с людьми и разрешение конфликтных и сложных ситуаций – мой конек.
Как бы то ни было, я решила вернуться к оседлой жизни и прежней профессии. Все контакты с транспортниками и таможенниками у меня остались. Но как отреагируют работодатели на «отдых» от профессиональной деятельности? Что говорить о последних двух годах стажа? Нужно ли, прежде чем рассылать резюме и обращаться в кадровое агентство, пройти курсы повышения квалификации? Достаточно ли убедительно звучат «оправдания» с моей стороны, что собственное дело – это огромный опыт?
Анна Комкова
Мнения наших экспертов по поводу того, как следует организовать самопрезентацию во время собеседования, разделились, однако, учитывая востребованность логистов и адекватное понимание Анной своих возможностей и ситуации на рынке труда, все специалисты обещают благоприятный результат в ее поисках.
Руководитель департамента развития персонала компании «Северсталь-Авто» Дмитрий Артюшкин в принципе не видит проблемы и считает вполне нормальным то, что Анна пробует свои силы в интересной для нее сфере. Для начала Дмитрий сократил «экзотический отпуск» до года с небольшим: «Судя по резюме, Анна ушла из логистики в феврале 2005 года, сейчас июнь 2006-го – получается 1 год и 3 месяца с учетом того, что она могла уйти в конце февраля, а май мы вообще за месяц не считаем». Для упрощения и ускорения трудоустройства он советует обращаться в компании без эйчар-службы: «Там, где нет отдела персонала, можно сразу выйти на непосредственного руководителя, и у Анны есть шанс быстрее себя «продать». А при собеседовании с эйчаром неизбежны вопросы типа «почему вы решили сменить профиль?», «что вас сподвигло?», «если бы сейчас представилась такая возможность, как бы вы поступили?» и так далее». Также Дмитрий советует Анне поискать работу не «напрямую», а через сильные агентства, поскольку у них серьезные заказчики, для которых непрофильный опыт может вызвать дополнительный интерес и считаться плюсом.
«До 30 лет людям свойственно себя искать и пробовать. Поэтому не думаю, что у соискателя будут серьезные проблемы с поиском и устройством на работу», – соглашается с ним управляющий продажами в компании «ТОРН» Севилья Бирюкова. Она тоже не советует откровенничать с эйчарами: «Работодателей может смутить наличие опыта «свободного плавания» у кандидата. По их мнению, такие люди трудно адаптируются к внутрикорпоративным правилам. Но, с другой стороны, те же работодатели понимают, что сотрудники, имеющие подобный опыт, ориентированы на результативный и эффективный труд, обладают высокой работоспособностью, часто используют творческий, нестандартный подход к делу». Эксперт предлагает Анне указать в резюме факт работы директором туристического агентства и описать свою деятельность с точки зрения логистики, маркетинга и управления. Причем обязательно нужно сделать акцент на уникальности данного опыта. «Во время интервью однозначно возникнет вопрос, почему кандидат решила вернуться в «лоно» логистики, – продолжает Севилья Бирюкова. – Анне стоит ответить, что она осознала свое призвание. К тому же ей нужно четко понимать, что придется убеждать будущих работодателей в том, что она не потеряла квалификацию и навыки. Самое главное – никоим образом не уничижать свои знания и умения».
Руководитель отдела логистики компании Upeco Александр Парфенов подчеркивает важность честности при общении с потенциальными работодателями: «Служба персонала серьезной компании сумеет отличить ложь от правды; если вранья не заметили, значит, с вами общаются не очень компетентные люди, а Анна (если ее резюме соответствует действительности) достойна того, чтобы работать не с шаромыжниками, а с профессионалами». Эксперт считает, что ее кандидатура может заинтересовать какую-то растущую отечественную компанию: «Для рядовой, небольшой компании этот человек неинтересен, его опыт слишком обширный и вряд ли будет востребован. Затраты велики, но темпы развития компании низки для того, чтобы этими знаниями воспользоваться в полной мере. Для транснационалов она тоже не подходит, потому что имеет свои принципы работы, стратегию и правила, а для крупных корпораций важно, чтобы человек вписывался в определенный «формат» и соответствовал принятым там правилам». По мнению Александра Парфенова, в молодой, быстро развивающейся фирме Анна уже сейчас сможет претендовать на зарплату 1500-2000 у.е. Если она оправдает надежды, то через 3-4 года дорастет до 3000-4000 у.е.
Весьма оптимистично оценивает карьерные перспективы Анны управляющий партнер компании RusHunt Елена Полевая. «Два года вне профессии – это не 10 лет. А свой бизнес, даже небольшой, это прежде всего опыт, причем не только профессиональный, но и жизненный. Поэтому говорить о нем непременно надо, – считает Елена. – Вообще, любой опыт можно подать как позитивный. Но следует перечислить именно бизнес-задачи, которые девушке приходилось решать в ее туристической фирме. Логистика связана с перевозками, перелетами, трансферами, таможнями, так что нужно обращать внимание работодателей на практику решения технических вопросов заграничного туризма. Кроме того, важно правильно сформулировать то, что эта деятельность дала соискателю в профессиональном развитии: самостоятельность, ответственность, способность принимать решения в нестандартных ситуациях». Эксперт предлагает Анне попробовать себя в логистической транспортной фирме или компании, занимающейся внешнеэкономической деятельностью. По ее мнению, не надо переживать, что «мастерство» ушло. Основа логистики – соблюдение сроков и качества доставки продукции. Если человек умел решать эти задачи, то уже не разучится. Лучше искать команду профессионалов – так кандидат сможет быстро освежить свои навыки и наверстать пробелы в знании изменившегося законодательства. Заранее идти на курсы повышения квалификации не обязательно – это можно сделать в процессе работы. Однако данные советы имеют смысл лишь в том случае, если Анна убеждена, что логистика – правильный выбор для нее. «Устроиться логистом не проблема, – считает Елена Полевая. – Но для принятия правильного решения девушке нужно ответить на вопрос: зачем она хочет вернуться в область логистики? Ведь ее опыт вполне может быть востребованным в маркетинге, продажах, наконец, турбизнесе – тем более, что в России есть компании, специализирующиеся на индивидуальных турах. 26-27 лет – это тот возраст, когда можно начинать построение любой карьеры в зависимости от склонностей и желания».