Переманивание персонала из компаний-конкурентов стало уже вполне обыденным явлением. Причем, совершенно ошибочно считать, что хедхантеры охотятся только за топ-менеджерами крупных организаций. Отнюдь. Объектами их внимания могут стать вполне рядовые специалисты даже малых предприятий. Итак, как же оградить свою фирму от "кражи" персонала?
1. Звонки на ресепшн должен принимать "дрессированный секретарь"
Любой сотрудник, а не только секретарь, принимая внешний звонок не должен просто так соединять кого попало с кем угодно, особенно по названию должности (например, с "коммерческим директором"). Плюс никогда постороннему и неизвестному человеку не называть имен должностных лиц фирмы.
2. Не вывешивать списки с внутренними телефонами с указанием должностей и имен около рабочих мест и, в частности, около секретаря в приемной
Очень удобно иметь под рукой список внутренних номеров телефонов. Однако случайный посетитель (особенно, ожидающий в приемной) может узнать Ф.И.О. интересующего его специалиста. Выход - или держать подобный список в ящике стола, или указывать на нем только фамилии без должностей.
3. На бейджах сотрудников, стоящих на стенде компании на выставке, не указывать имен и должностей, а только название фирмы
Пройтись по отраслевой выставке и переписать с бейджиков данные представителей компаний - любимый прием хедхантеров. Даже, если они не пригодятся сразу, то подождут в информационной базе до нужного момента.
4. Не делать личного пиара сотрудникам в деловой прессе
Известно, что большую часть информации все разведки мира получают из открытых источников, то есть из СМИ. Соответственно, и охотники за головами узнают об успешных профессионалах из прессы: "Как сказал Семен Иванов из компании "Сбыт-продукт..."
5. Не вывешивать свое штатное расписание в списке "контакты" на сайте фирмы
Наверное, это модно и даже приятно разместить на корпоративном сайте в открытом доступе всех пользователей Интернет список контактов, с указанием имен, должностей и послужным списком руководящего и рядового состава. Правда, лучшего подарка хедхантеру и придумать нельзя...
6. Включите в контракт с некоторыми категориями работников пункт о запрещении в течение года после увольнения по собственному желанию работать в компаниях данной отрасли
Юридически подобный запрет силы не имеет. Но, являясь джентльменским соглашением, способен серьезно затруднить переманивание к непосредственным конкурентам на своем рынке. Особенно, если в данной отрасли подобные обязательства приняты.
7. Пустите внутри фирмы слух о прослушивании службой безопасности всех корпоративных телефонов и мониторинге электронной переписки персонала
Зная о возможном "недремлющем оке", дорожащий сегодняшним местом работы человек вряд ли будет конструктивно разговаривать с дозвонившимся до него хедхантером.
8. Если вам все же стало известно о факте переманивания охотником конкретного сотрудника, то можно посредством собственной службы безопасности или лично вступить с хедхантером в переговоры
Попросить (без угроз) "не лезть в вашу фирму". При этом намекнув, что при продолжении активности с его стороны вы просто уволите "потенциально ненадежного человека". Как правило, хедхантер отступится - у охотника есть принцип "не навреди кандидату".
9. Каждому увольняющемуся давайте рекомендательное письмо от своего имени и обещание хорошо рекомендовать устно по любому запросу позвонивших потенциальных работодателей
В противном случае ушедшие будут пачками "сдавать" оставшихся линейных начальников или коллег в качестве рекомендателей (по графе "рекомендатели" в анкете охотники тоже собирают базу специалистов). А так - интересующиеся будут выходить лично на вас... или не выходить...
Разумеется, как и любая защита, данные советы являются лишь "элементарной гигиеной". Для настоящего охотника за головами, как, впрочем, и для угонщика автомобилей, взломщиков сейфов или серверов, абсолютных преград не существует. Было бы желание и, конечно, заказ "головы"...
Антон Петровский
(Опубликовано в "Работа сегодня" Московский выпуск №21 2006 г.)