Трудовые будни рекрутера.
Рабочий день консультанта кадрового агентства начинается так же, как у любого офисного сотрудника, с чашки чая или кофе. После того, как утренний ритуал совершен, можно приступить к своим ежедневным обязанностям: проверить почту, просмотреть вновь поступившие резюме, связаться с клиентами. Затем консультант выходит в интернет: следует получить подробную информацию о событиях, происходящих в мире, прочитать новости, заглянуть на специализированные форумы. После того, как общая картина сложилась, необходимо поместить рекламу о вакансиях на целевых сайтах, произвести мониторинг кадрового рынка, — всегда полезно знать, что делают коллеги из других кадровых агентств и ведущие HR-специалисты, какими позициями занимаются, что придумали нового и интересного, что бы взять себе на заметку.
Далее начинается текущая работа: запланированные собеседования (на каждую встречу с кандидатом в среднем отводится один час), общение с клиентами, снятие заявок. Когда поступает заявка от работодателя, нужно проинформировать потенциального клиента об условиях работы кадрового агентства, узнать, какую позицию он хочет закрыть, и, если стороны между собой договорились, отправить клиенту необходимые документы. Иногда консультант едет на встречу с заказчиком. Также надо договориться с кандидатами о новых собеседованиях. Подготовить резюме людей, прошедших первичное собеседование, и предоставить их работодателю.
В конце рабочего дня рекрутер вновь возвращается к мониторингу кадрового рынка: он смотрит, какие компании на нем представлены, кто им требуется, чтобы предложить свои услуги по подбору.
Работа с кандидатами. Методы закрытия позиций у кадровых агентств разнятся и являются конфиденциальными. Однако можно сказать, что принцип, по которому происходит отбор нужных кандидатов, один — по компетенциям. Работодатель формулирует требования, которые он предъявляет к потенциальному сотруднику, оговаривает его личные качества, необходимый опыт и собственные корпоративные установки. Иногда сформулировать эти требования ему помогает сам консультант. Обычно на одну позицию в день приходит от пяти до десяти резюме: с каждым из них надо познакомиться и ответить кандидату. У многих соискателей возникает вопрос, почему они не были приглашены на собеседование. Люди начинают сомневаться в компетентности рекрутера. Между тем, у консультанта всегда есть четкий портрет искомого кандидата, и если он не получает необходимую информацию о соискателе из текста резюме, то обязательно звонит последнему, чтобы задать ряд уточняющих вопросов.
Довольно часто (что заметно по специализированным форумам) соискатели, не прошедшие собеседования, а точнее, не получившие приглашение на второй его этап, упрекают консультанта в непрофессионализме. Надо заметить, что в кадровых агентствах работают сотрудники с высшим образованием, преимущественно психологическим, динамичность рекрутмента очень высока, поэтому получить опыт можно довольно быстро. Другое дело, что рекрутер — это специалист по подбору персонала. Он не обязан быть по своим компетенциям главным бухгалтером или IT-специалистом, если подбирает соответствующий персонал. Разбираться в сфере он, безусловно, должен — в этом ему помогают и личная эрудиция, и общение с клиентами и кандидатами, изучение специализированных сайтов и литературы. Однако встречаются кандидаты, которые не верят консультанту и всячески пытаются его проверить: например, задают вопросы, ответы на которые порой и сами не знают. Это сразу видно. Если человеку время спустя задать его же собственный, но перефразированный вопрос, — он «тонет».
Для многих соискателей собеседование в кадровом агентстве — серьезный стресс. Задача консультанта — успокоить человека. Для этого можно начать интервью не с профессиональных вопросов, а поговорить о погоде, поинтересоваться, как человек добрался до агентства, легко ли нашел офис, спросить о настроении или самочувствии. И всегда улыбаться. Если в дальнейшем человек продемонстрировал, что он именно тот специалист, которого ищет компания, то его следует подготовить (скорее психологически) ко встрече с потенциальным работодателем.
Самое сложное в работе с кандидатами — сказать человеку, что на позицию он не подходит. Сделать это надо обязательно, объяснив, почему он получил отказ. Реакция соискателя может быть самой непредсказуемой: и слезы, и агрессивное поведение.
Задача рекрутера вовсе не сводится к тому, чтобы найти всем работу. Он подбирает сотрудников, которые смогут плодотворно трудиться в конкретной компании. Обычно одновременно специалист ведет до 10 позиций, находящихся на разных стадиях закрытия: по какой-то только подписываются документы, по другой идет активный поиск и т.д. Но даже в этом потоке информации люди, с которыми приходилось общаться, запоминаются хорошо. Staff search in Moscow.
Диалог с клиентом. Иногда случается так, что работодатель в поиске персонала пытается переложить свои делопроизводственные проблемы на плечи рекрутера. Консультант превращается в его глазах в волшебника, способного на любые чудеса. Приходится доказывать, что это не так, чуда может не произойти, и клиент должен сам многое сделать, чтобы удержать сотрудников в компании. Когда позиция закрыта и найденный кандидат устраивает клиента, человек выходит на работу. Начинается время его испытательного срока. С одной стороны, консультант может вздохнуть с облегчением, поставив себе плюс напротив еще одной закрытой вакансии, но с другой стороны, все это время он должен быть морально готов к непредвиденной ситуации — реплейсменту. То есть к тому, что человек не пройдет испытательного срока. И тогда нужно начинать все сначала — искать замену. Реплейсмент не является показателем плохой работы рекрутера. Причин может быть очень много — объективных и субъективных. Главное — не сдаваться, верить в себя и искать новые кадры.