Поиск менеджеров из высшего звена управленческой иерархии в любой сфере представляет собой серьезный и непростой процесс. В России в области страхования подбор управленцев осложняется узостью кадрового резерва на рынке. Тем не менее квалификационные требования к директорам и их заместителям сегодня достаточно высоки: владельцы страховых компаний хотят видеть кандидатов с аналогичным прошлым опытом работы, а нынешнее законодательство неукоснительно обязывает их иметь профильное образование.
Новая редакция закона «Об организации страхового дела» от 17 января 2004 года обязала руководителей страховых компаний иметь высшее экономическое или финансовое образование. Поскольку оно было и есть далеко не у всех нынешних топ-менеджеров в этой сфере, страховщики всячески выражали несогласие с требованиями (кстати, согласно прошлогоднему опросу «Русского полиса» об образовательном уровне сотрудников страховых компаний, руководители высшего звена в большинстве своем заканчивали технические вузы).
Осознав поспешность и жесткость поправок, большинство чиновников, имевших отношение к этим нововведениям, сами стали говорить, что формулировки нужно все-таки смягчать. Да и глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, пришедший на этот пост в марте прошлого года, заявлял, что положение нового закона о страховом деле, касающееся квалификационных требований к руководителям, нуждается в коррекции. По его словам, генеральный директор страховой компании в первую очередь должен быть менеджером, причем не по образованию, а по складу.
В феврале 2005 года Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону о страховом деле, среди которых непреложное обязательство руководителей страховых компаний о наличии экономического или финансового вузовского образования было смягчено на требования любого высшего. Чуть позже эти и другие поправки были одобрены Советом Федерации. Однако до последнего этапа — подписи Владимира Путина — именно этот пункт поправок не дожил: нашлись контраргументы. Замначальника управления предварительного контроля Росстрахнадзора Галина Голушко объясняет так: «Насколько мне известно, на сохранении таких требований к руководителям страховых организаций, как высшее экономическое или финансовое образование, настаивали специалисты Государственно-правового управления президента РФ, мотивируя это, во-первых, спецификой страхового дела и управления страховой отраслью, во-вторых, аналогией, существующей в иных законодательных актах (об аудиторской деятельности, о негосударственных пенсионных фондах), и, в-третьих, международной практикой».
Проблемный рынок
Очевидно, что такие неукоснительные требования не в радость и хед-хантерам, которые, серьезно работая в области страхования три-четыре года, отмечают, что для них эта и без того непростая сфера — один из наиболее узких рынков. «Во-первых, страховщики могут самостоятельно закрывать управленческие позиции, обращаясь к прямым конкурентам; во-вторых, в условиях узкого рынка бывает сложно найти требуемого специалиста: мы можем переманивать людей только из тех компаний, которые не являются нашими клиентами, — делится проблемами генеральный директор компании Penny Lane Consulting Сергей Ражев. — Наконец, специалиста со строго страховым опытом и запрошенными требованиями может просто не быть!»
Действительно, часто собственникам, чтобы закрыть вакансию главы компании, услуги кадровых агентств не нужны: на освободившееся место они назначают человека из этой же организации. Причем многие обоснованно считают такой способ более эффективным. Как отмечает руководитель отдела подбора персонала «ИФД КапиталЪ» Ольга Попова, плюсом выдвижения на должности руководителей кандидатуры из собственного кадрового резерва является знание процессов, внутренних стандартов работы с клиентами компании и т.д.
У хед-хантеров, понятно, противоположное мнение, но и свои аргументы. «Если перед компанией стоит задача поменять директора, то, как правило, есть необходимость и в смене стратегического курса, — считает консультант кадрового агентства АНКОР Елена Иванчихина. — Человек, который приходит извне, может привнести какие-то новые идеи и технологии — тому же, кто «вырос» в рамках этой компании, сложнее будет посмотреть на организацию глазами внешнего непредвзятого наблюдателя».
Слагаемые резюме
Кандидаты, которые приходят извне, подразделяются на две категории: с рынка и из смежных областей — в случае со страхованием из банковского или инвестиционного сектора. Сегодня уже можно привести некоторые примеры тех, кто занял должность директора страховой компании, придя из другой сферы. Так, нынешний президент СГ «НАСТА» Гарри Делба, назначенный на эту должность в июле 2004 года, до этого с 1998 года был вице-президентом Роспромбанка, где курировал вопросы кредитования, развития бизнеса и филиальной сети, отвечал за службы безопасности, отдел международных расчетов и управление по работе с персоналом. Тем не менее представители кадровых агентств говорят, что большинство их клиентов (80%) на позициях топ-менеджеров хотят видеть кандидатов исключительно со «страховым» прошлым.
Хотя, если возвратиться все к тому же «наболевшему» вопросу об образовании, то здесь хед-хантеры отмечают, что, по статистике, наличие профильной специальности не является обязательным требованием работодателей. Ведь все понимают, что, поскольку основной костяк нынешних руководителей страховых компаний составляют люди приблизительно 35 — 55 лет, получить первое профильное образование в области страхования они не могли в силу отсутствия этого направления в вузах как специальной учебной дисциплины. Гораздо важнее — управленческий опыт претендента, а он должен быть не менее 5-7 лет в качестве топ-менеджера (генерального директора или его заместителя, а также руководителя какого-либо крупного функционального подразделения).
Но поскольку важным требованием к человеку, претендующему на пост директора, является возможность доверия ему акционерами, неотъемлемым критерием отбора на должность топ-менеджера служат рекомендации. Обычно их нужно три, хотя иногда кадровые агентства или сами работодатели могут дополнительно опросить клиентов или подчиненных претендента на вакансию. «Вот почему для нас большое значение имеет откровенный разговор с кандидатом. Важно, чтобы он был максимально откровенен: не утаивал ничего ни от нас, ни от работодателя. В противном случае всегда получается некрасивая ситуация», — рассказывает Иванчихина.
Региональный подбор
Страховщики, активно развивающие свои региональные сети, сталкиваются с серьезными трудностями и при подборе директоров для своих филиалов и представительств. Каждая компания решает эту проблему по-своему. Но обычно используется совокупность способов. Можно организовать подбор непосредственно в регионе, работая со СМИ, местными кадровыми агентствами, администрацией города и др. Также можно прибегнуть и к помощи московских кадровых агентств, которые осуществляют региональный поиск.
«С точки зрения личностных качеств мы ориентированы на людей с активной жизненной позицией, обладающими лидерскими качествами, отличными коммуникативными навыками и организационными способностями. В условиях динамично развивающегося бизнеса мы считаем подобные качества ключевыми», — говорит Попова.
Количество и качество
Конечно же, важным и интересным вопросом является то, сколько сегодняшние работодатели готовы платить своим менеджерам высшего звена. По данным компании Penny Lane Consulting, если речь идет о страховой компании, входящей в Тор-20, то зарплата этих сотрудников может составлять от 150 тыс. до 180 тыс. долл. в год (без учета квартальных и годовых бонусов). В том случае, когда она не является рейтинговой, это 60 — 75 тыс. долл. в год.
Кроме того, работодатели часто предоставляют директорам соцпакет, в который входит ДМС (в том числе для членов семьи), страхование жизни, служебный автомобиль, оплата мобильной связи, льготы на другие виды страхования, а также обсуждается возможность долевого участия в бизнесе.
Однако даже такие неплохие условия не позволяют быстро закрывать имеющиеся вакансии. «Сегодня на рынке страхования наблюдается кадровый голод в отношении топ-менеджеров, — резюмирует Иванчихина. — Два-три года назад было меньше заказов, но больше кандидатов. Сейчас же заказы есть, а достойных претендентов мало».
Русский полис, 1 Апреля 2005 Автор: Александр Кузнецов